Вагонный парк — совокупность всех вагонов, используемых для перевозок грузов и пассажиров по ж. д., а также для выполнения отдельных спец. функций, связанных с этими перевозками и эксплуатационной работой ж.-д. транспорта. Различают грузовой и пассажирский вагонный парк, а также вагоны спец. назначения (служебные, исследовательские, контрольно-измерительные , вагоны-клубы, вагоны-магазины, вагоны для пожарных поездов и др.). От технического уровня вагонного парка, его состояния, соответствия численности и состава потребностям в перевозках зависят качество перевозок, своевременность доставки грузов и пассажиров, производительность транспорта и его экономических показатели (себестоимость перевозок).
Для каждой из основные частей В. п. важнейшей характеристикой является процентный состав по типам вагонов (структура парка), непрерывно изменяющийся в зависимости от поставок новых вагонов и исключения вагонов старых типов. Совершенство этой характеристики на конкретном этапе оценивается на основе сопоставления с потребной структурой парка, которую определяют исходя из состава перевозимых грузов или запросов пассажиров. Критерием оптимальности структуры является обеспечение условий, необходимых для освоения заданного объёма перевозок при минимуме затрат.
Грузовой парк вагонов состоит из большого числа типов (моделей) универсальных и специализированным вагонов. Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, специализированные — для отд. видов или групп сходных по свойствам грузов. Структурная характеристика грузового В. п. наиболее полно может быть представлена на основе разделения вагонов по родам, определяемым категориями грузов: крытые — для тарно-штучных и насыпных грузов, требующих укрытия; полувагоны — для навалочных, штабельных и штучных грузов открытого хранения; платформы — для тяжеловесных штабельных длинномерных и колёсно-гусеничных грузов; цистерны — для наливных и газообразных грузов; изотермические (сухогрузы и наливные) — в основные для перевозки пищевых продуктов, требующих регулирования температуры или поддержания её в заданном диапазоне.
Основу парка грузовых вагонов каждого рода составляют наиболее многочисленные универсальные вагоны. Развитие парка специализированным вагонов, особенно интенсивно происходившее с нач. 70-х гг., способствовало совершенствованию технологии перевозок некоторых массовых грузов. Принадлежность вагонов к тому или иному роду грузового парка обычно связывают с категорией груза, т. е. с родом универсальных вагонов, в которых осуществлялись его перевозки до создания специализированных вагонов.

Вагонный парк железных дорог составляют пассажирские, грузовые и специальные вагоны. Пассажирские вагоны имеют оборудование, необходимое для обеспечения элементарных бытовых условий  (наличие туалетов, горячей воды, отопления, вентиляции). Имеются пассажирские вагоны (рис. 16) повышенной комфортности.
Грузовые вагоны в подавляющем большинстве выполняют четырехосными, реже восьмиосными.


Восьмиосный полувагон        


Рис. 1. Восьмиосный полувагон грузоподъемностью
125 т.: 1-кузов; 2-автосцепка; 3- двухосная тележка;
4- тормозной цилиндр; 5- рамама кузова


Рис. 2. Четырехосная платформа
с цельнометаллическими бортами:
1-боковой откидной борт; 2-ограничители бортов;
3-торцевой откидной борт

 

Рис. 3. Специальная платформа для перевозки крупнотоннажных  контейнеров

Грузовые вагоны подразделяются на следующие: крытые, полувагоны (рис. 1), платформы (рис. 2), цистерны (рис.5), служащие для перевозки жидких грузов. Для перевозки сыпучих грузов применяют так называемые  хоппер-дозаторы (рис. 4).

 


Хоппер – дозаторВосьмиосная цистерна
Рис. 4. Хоппер – дозатор                                            Рис. 5.  Восьмиосная цистерна

         Специальные вагоны используются для перевозки отдельных видов груза (рис. 3) Например вагоны транспортеры для тяжеловесных грузов, вагоны мастерские восстановительных поездов, вагоны пожарных поездов и др.