Пассажирский воздухораспределитель — воздухораспределитель, предназначенный для пассажирского подвижного состава, имеющий режимы работы, отличающиеся временем наполнения тормозных цилиндров при экстренном торможении и временем отпуска тормозов для короткосоставного и длинносоставного поездов. Конструктивно пассажирский воздухораспределитель выполняется заодно с ускорителем экстренного торможения.
При торможении пассажирский воздухораспределитель соединяет тормозную магистраль с камерой дополнит, разрядки, вызывая быстрое снижение давления примерно на 0,025 МПа, и выравнивает давление в запасном резервуаре  и магистрали, перепуская воздух в тормозной цилиндр. При повышении «давления в магистрали на 0,015— 0,020 МПа после служебного торможения магистральный орган П. в. перемещается в положение «отпуск». При этом тормозной цилиндр сообщается с атмосферой, а запасной резервуар через зарядные отверстия — с тормозной магистралью. При быстром снижении давления в магистрали (темпом, большим чем 0,05 МПа в I с) приходит в действие ускоритель постоянного торможения, в результате чего магистраль сообщается с атмосферой.
В зарубежной практике (например, на пассажирском подвижном составе стран Зап. Европы) используются П. в. с другим принципом действия, выполненные отдельно от ускорителя экстренного торможения.