Испытательный стенд — устройство для экспериментального определения конструктивных и эксплуатационных свойств машин, механизмов, их систем и агрегатов в стационарных условиях. Испытательные стенды применяются для обкатки, контроля качества ремонта и сборки, определения качественных и количественных параметров, а также для наладки и регулирования испытываемых объектов — колёсных пар, тяговых редукторов, роликовых букс, тормозного оборудования, форсунок, насосов, вентиляторов, металлоконструкций кузовов и тележек, подвижного состава, холодильных камер, дизель-генераторных установок и т. п.
Испытательные стенды обычно имеет плиту или станину с приспособлениями для установки и закрепления испытываемого объекта, контрольно-измерительную аппаратуру, а также коммуникации для подвода электроэнергии, сжатого воздуха, воды, топлива (в зависимости от объекта, цели и программы испытаний). Для испытаний тяжёлых и громоздких объектов испытательные стенды оборудуют поворотными и подъёмно- транспортными устройствами.
Стационарные испытания тепловозов проводятся на испытательных стендах, представляющем собой типовую установку, на которой проверяется работа дизеля, компрессора, холодильников, регулируются электрооборудование и др. агрегаты и механизмы. в металлической баке установки смонтирована группа неподвижных пластин (электродов), между которыми расположены подвижные пластины. Пластины каждой группы электрически соединены между собой. Изменение нагрузки испытываемого тягового генератора обеспечивается вертикальным перемещением подвижных пластин (специальными подъёмным устройством). Электролитом служит проточная вода, иногда с добавлением поваренной соли. Вместимость бака, размеры и число пластин зависят от мощности дизель-генератора тепловоза. Реостатное устройство имеет пульт управления, на котором смонтированы контрольно-измерительные приборы и аппараты управления.
Статические испытания кузовов подвижного состава продольными сжимающими и растягивающими силами проводятся на испытательных стендах, рама которого расположена на уровне оси автосцепки. Усилия до 4 МН создают мощные электрогидравлические домкраты и вспомогательные устройства. Для испытаний узлов подвижного состава на усталостную прочность служит гидропульсаторная установка, которая состоит из станины, насосной станции, пульсатора с приводом, захватов и системы управления. Установка позволяет создавать режим переменного нагружения с асимметричным или симметричным циклом при частотах 5—10 Гц и амплитудах динамические нагрузки до 500 кН. Испытания рам тележек на усталостную прочность проводят на вибрационно-резонансных испытательных стендах с электро-магнитным возбуждением. При прочностных стендовых (стационарных) испытаниях подвижного состава используют спец. аппаратуру и приборы, позволяющие исследовать и регистрировать напряжения, ускорения, силы, деформации, колебания и т. п. Для измерений вибраций, ускорений и перемещений применяют приборы с датчиками в основные индуктивного, пьезоэлектрического и реостатного типов.