Коломенский тепловозостроительный завод (г. Коломна Московской обл.), основан в1863 в виде временных мастерских при строительстве железнодорожный моста через реку Оку у г. Коломны. С 1864 наз. Механическим и литейным заводом инженера А. Е. Струве, с 1866 — заводом инженеров братьев Струве, в 1871 образовано Акц. общество Коломенского машиностроительный завода. Завод строил мосты, выпускал товарные вагоны и железнодорожных платформы. В 1869 построил первые в России 15 паровозов (до 1956 выпущено 10 304 паровоза около 200 типов). В 1882— 89 изготовлял локомобили, ткацкие станки, с.-х. машины, в 1891 — первый трамвай для Киева, в 1907—16 — трамваи для Москвы и др. городов. С 1903 выпускал одноцилиндровые дизели мощи. 13 кВт. В 1918 завод национализировав и стал наз. Коломенским машиностроительном заводом. Наряду с постройкой паровозов, дизелей, вагонов трамваев завод выпустил 1923 один из первых сов. тракторов «Коломенец». В 1930 впервые в СССР на заводе организовано производство тепловозов, в 1932 совместно с моек, заводом «Динамо» выпущен первый сов. электровоз ВЛ.
В годы Великой Отечественной войны завод ремонтировал танки, строил бронепоезда, изготовлял боеприпасы. С 1946 наз. Паровозостроительным заводом, указанное назв. с 1956. В 1959 на заводе совместно с МВТУ им. Н. Э. Баумана создан первый сов. газотурбовоз Г1-01. С 1960 выпускаются пасс, тепловозы ТЭП60, с 1973 —ТЭП70. В 1975 построен первый самый мощный в мире одиосекционный пассажирский тепловоз ТЭП75. На заводе имеются тепловозное и дизельное производства с собственными металлургическими и технологическими базами.