Кюветоочистительная машина — путевая машина для нарезки и очистки кюветов при текущем содержании железнодорожного пути. Первые кюветоочистительные машины на колёсном ходу с бензиновым двигателем созданы в нашей стране в кон. 60-х гг. В начале 80-х гг. разработана кюветоочистительная машина на базе колёсного трактора - «Беларусь». За рубежом выпускаются кюветоочистительные машины на железнодорожном ходу. Колёсные кюветоочистительные машины (рис. 1) работают на отечественных железных дорог без перерывов в графике движения поездов. Навесное оборудование кюветоочистительной машины — нижний заборно-режущий ротор и конусный режущий шнек. Загрязнённый грунт выбрасывается за пределы выемки. Кюветоочистительная машина снабжена автоматическими стабилизатором колёс, который регулирует их взаимное расположение, что позволяет машине сохранять горизонтальное положение при объезде, например, опор контактной сети (рис. 2). Заданный угол откосов и глубина кювета выдерживаются при помощи датчика-распределителя, щуп которого опирается на трос-копир, протянутый вдоль кювета.
Рис, 1. Кюветоочистительная машина: а — схема работы ротора; б — общий вид.
Кюветоочистительная машина
Производительность машины 0,4 м3/с, рабочая скорость около 1 км/ч, транспортная — 30 км/ч, масса 6 т.
Схема объезда опор контактной сети
Рис. 2. Схема объезда опор контактной сети: а — по откосу выемки: б — со стороны земляного полотна.