Водяные расходомеры.
На железных дорогах применяется значительное количество водяных расходомеров, которые служат как для замера количества всей заготовляемой воды, так и для замера потребляемой воды различными обустройствами в конечных и промежуточных пунктах. Замер и учет воды необходимы для определения и правильного отнесения расходов по различным счетам, а также определения количества расходуемой воды отдельными железными дорогами в случае совместной эксплуатации обустройств.
Имеется несколько компаний, выпускающих водяные расходомеры высокого качества, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким приборам. Многие города устанавливают свои собственные требования поставщикам, в которых точно указывают размеры и типы требующихся им приборов. При выборе размера прибора руководствуются главным образом размером водяной соединительной магистрали и количеством пропускаемой по ней воды. В таких местах железные дороги должны приобретать приборы точно установленного размера и типа.
В местах, где практикуется массовое подсоединение к городским магистралям, требующим применения измерительных приборов большой производительности, устанавливаются расходомеры малой производительности, но с байпасами, параллельно соединенными с большими расходомерами. Это делается для того, чтобы учесть малые расходы воды расходомерами большой производительности, которые последними приборами не регистрируются. Для этого же применяются комбинированные расходомеры как большой, так и малой производительности одновременно. Почти все большие расходомеры, применяемые в настоящее время для обслуживания железных дорог, принадлежат к скоростному типу. В этих расходомерах два колеса, или импеллера, вращаются потоком поступающей воды со скоростью, пропорциональной скорости потока. Винты укрепляются на вертикальных валиках, которые в свою очередь соединяются с зубчатыми колесами циферблатного механизма, где производится отсчет и запись потока, передаваемого рабочими колесами. Циферблаты могут быть градуированы в галлонах или в кубических футах.
На железных дорогах, особенно на небольших станциях, где потребление воды незначительно, все еще широко применяются измерительные приборы дискового типа. Принцип устройства этих приборов заключается в том, что диск или поршень делит измерительную камеру на четыре отсека, которые попеременно то наполняются, то опорожняются. Вода входит через отверстие на впускной стороне диафрагмы и протекает в измерительное пространство до тех пор, пока поршень не перекроет впускное отверстие и не откроет выпускное на противоположной стороне диафрагмы, давая таким образом возможность воде вытекать из камеры. Камеры, расположенные выше и ниже поршня, попеременно наполняются и опорожняются в течение каждого полного хода поршня. Перемещения поршня записываются циферблатным механизмом.
Расходомеры с насадками Вентури имеют ограниченное распространение. Действие этого типа основано на связи между скоростью и давлением водяного потока при его прохождении через трубку переменного сечения. Такой тип расходомера не имеет механизма в потоке воды. Показания прибора получаются в результате замера перепада давления в двух маленьких трубках, одна из которых ведет из камеры давления на впускном конце, а другая из горловины трубки на выпускном конце. Эти трубки связаны с записывающим механизмом. Имеются другие разновидности конструкций этих расходомеров по принципу работы их, однако они не представляют большого интереса для железных дорог.
Рис. 1. Агрегат, замеряющий расход отпускаемого смазочного масла и установленный на подъемной платформе в мастерских по обслуживанию тепловозов.
Агрегат имеет шланг, наматываемый на катушку
Масляные расходомеры.
В связи с большим и все увеличивающимся расходом дизельного (картерного) и смазочного масел, применяемых для эксплуатации тепловозов, важность замера их расхода очевидна. С точки зрения точных эксплуатационных расчетов, замер прихода и расхода масел является важным вопросом. Замер масла, подаваемого на каждый тепловоз, и точная запись количества служат материалом для проверки технического состояния каждого локомотива. Расходомеры также важны для учета местных утечек масла, обнаружения небрежности при подаче их и неудовлетворительного ухода за оборудованием. Стоимость таких потерь масел можно определить при каждой возможной проверке работы расходомеров.
Идеальное положение предусматривает установку точного расходомера на раздаточной станции и одного или нескольких расходомеров в системе маслораспределения. Расходомер, установленный на насосе, должен служить для контроля за общим расходом масла против его прихода, поддерживая таким образом баланс, а расходомеры на распределительных постах (рис. 1), особенно на тех, которые расположены на некотором расстоянии от главного распределительного насоса, должны служить для быстрого определения и записи количества масла, отпущенного каждому локомотиву.
Масляные расходомеры изготовляются двух основных типов. Один работает по принципу объемного вытеснения, который, по мнению многих, наиболее приемлем для определения абсолютной точности при замере жидкостей. Другой расходомер ротационного типа состоит в основном из концентрически вращающегося ротора с радиально расположенными лопатками, которые образуют мерительные камеры в корпусе расходомера. Этот тип расходомера также обеспечивает эффективное и точное измерение и может пропускать несколько большее количество масла по сравнению с расходомером, работающим по принципу объемного вытеснения. Большинство масляных расходомеров может быть оборудовано различного типа циферблатами, или прямо показывающими расход масла или производящими запись. Приемлемы также мерные объемы, которые могут быть установлены для пропуска любого, заранее определенного количества жидкости, а после пропуска этого количества поток автоматически выключается. Чтобы предохранить расходомеры и трубопровод от грязи, накипи или других посторонних частиц, которые могут быть в масле и являться причиной абразивного действия при попадании в расходомер, на трубопроводах должны быть установлены фильтры и воздушные поглотители перед каждым расходомером. Воздушные поглотители применяются главным образом в расходомерных установках. Эти устройства сконструированы для удаления воздуха или свободного газа из масляного потока, находящегося в трубопроводе, а также для поглощения гидравлических ударов или толчков, которые могут иметь место в трубопроводе. Воздушный поглотитель должен быть установлен как можно ближе к впускному отверстию расходомера. Его установка обязательна в местах, где имеется доступ воздуха и свободного газа в расходомер, а точность замера должна быть высокой.