масштабы моделей
* Во Франции и Великобритании принят масштаб 1 : 43,5.
Употребляются для ж.-д. моделей с колеёй меньше 1250 мм, например, модель железных дорог с шириной колеи 1000 мм в масштабе 1 : 87 обозначается Н0т.

Железнодорожный моделизм — разработка чертежей конструкций и изготовление в определённом масштабе уменьшенных моделей подвижного состава, путевых машин, зданий и искусственных сооружений, макетов участков железных дорог с окружающим рельефом, а также создание систем автоматическими управления движением поездов на этих макетах. Существуют два вида Ж. м.: крупномасштабный (в основном 1 : 10) при изготовлении музейных и выставочных моделей профессионалами-макетчиками и мелкомасштабный (1 : 87, 1 : 120, 1: 160 и т. д.) любительский, который может быть индивидуальным и коллективным. Моделисты-любители объединены в клубы (наиболее крупные в нашей стране — в Москве и Санкт-Петербурге), в которых кроме собственно моделизма проводится поиск и восстановление старой ж.-д. техники для музеев. Лаборатории и кружки Ж. м. работают на станциях юных техников, детских железных дорог, в ж.-д. школах.
Международная европ. организация «Европейский союз моделистов железных дорог» — МОРОП (Modelleisenbahnverband — Europa, MOROP) объединяет любителей-моделистов ряда стран (к началу 80-х гг. — 17 стран-членов). МОРОП занимается вопросами пропаганды Ж. м., организацией выставок и конкурсов, содействует увеличению выпуска ж.-д. моделей промышленностью. В 1958 были изданы основные «Нормы на модели европейских железных дорог» — НЕМ (Normen Europaischer Modelleisenbahnen, NEM), разработанные технического комиссией МОРОП. Действующая 21 норма (1992) является основные стандартом для моделистов-любителей и предприятий, изготовляющих модели железных дорог Игрушечные железные дороги считаются ж.-д. моделями тогда, когда они соответствуют требованиям НЕМ. Основным масштабы для Ж. м. по норме НЕМ 010 даны в таблице. Действующие нормы определяют геометрич. размеры пути и подвижного состава; из них 13 обязательных и 8 рекомендуемых. Наиболее распространённые масштабы — АШО, НО и N. В нашей стране принят также масштаб 1 : 30, который своего обозначения не имеет.
Вопросы Ж. м. освещаются в журнале «Электрическая и тепловозная тяга», а также в ряде зарубежных периодич. изданий, в независимом журнале «Железнодорожный моделист» («Модельай- зенбанер»), издающемся в Германии с 1952, и др.