Железнодорожные здания — группа зданий на железнодорожный транспорте, предназначенных для технической эксплуатации железных дорог и обслуживания объектов транспортного строительства. По своим функционально-технического признакам и условиям строительства.
Конструктивным решениям железнодорожные здания имеют определенную специфику. Они отличаются многообразием типов, наличием строений небольшого размера. Для строительства Ж. з. характерно линейно-рассредоточенное расположение строит, площадок вдоль дороги, удалённость их от баз Строительной индустрии, а также малые объёмы строительства на каждой площадке. Объём строительства Ж. з. на новых ж.-д. линиях в зависимости от их пропускной способности составляет 1200—1800 м3 на 1 км главных путей, а на реконструируемых линиях и при сооружении вторых путей — 450— 700 м3 на 1 км пути.
На отечественных железных дорог все здания в соответствии с общепринятой классификацией разделяются на 3 основные группы: общественные и жилые, которые часто объединяют в одну группу — гражданские здания, и производственные. Общественные здания предназначены для обслуживания населения и для размещения административных учреждений и обществ. организаций. К Ж. з. относятся здания вокзалов, пасс, павильоны, адм. и производств, здания локомотивного и вагонного хозяйств, СЦБ и связи, стационарной энергетики, грузового и путевого хозяйств, водоснабжения и канализации. На железнодорожный транспорте здания размещаются в границах деятельности административных подразделений дорог — служб, отделений, участков дистанций, околотков, раздельных пунктов. Производств, здания располагают на станциях в соответствии с эксплуатационных требованиями.
Строительство железнодорожных зданий ведётся как на новых ж.-д. линиях, так и при реконструкции линий и сооружении вторых путей. Часто на железнодорожный транспорте объединяют здания, обслуживающие различных хозяйства дороги, но имеющие сходное назначение, что позволяет сократить строит, объём, площадь застройки, протяжённость инженерных коммуникаций и снизить затраты на благоустройство территории и эксплуатацию строений.
Пассажирские здания размещают на всех станциях и пасс, остановочных пунктах, а также на разъездах и обгонных пунктах, где предусматриваются посадка и высадка пассажиров. Здания современные вокзалов возводят преим. по каркасной схеме, при которой обеспечивается высокая степень сборности при их строительстве, возможность создания многообразных объёмно-планировочных и архитектурно-художеств. решений на базе минимум набора конструкций. Строительство зданий крупных вокзалов обычно осуществляется по индивидуальным проектам.
Административные здания служат для размещения управлений дорог, контор отделений, дистанций и др. Дорожные адм. учреждения, как правило, объединяются территориально с управлениями железных дорог Конторы на дистанциях и отделениях ж.-д. служб и хозяйств также кооперируются в одном здании. В адм. зданиях размещаются рабочие комнаты, кабинеты, помещения для библиотек, архивов, конструкторских бюро, залы совещаний и др. Такие здания строятся обычно кирпичными или каркаснопанельными.
К зданиям локомотивного хозяйства относятся локомотивные депо и экипировочные устройства. Современные локомотивные депо — это простые и компактные полносборные здания каркасного типа, сооружаемые из типовых индустриальных железобетонных конструкций заводского изготовления. Экипировочные устройства предназначены для снабжения локомотивов и моторвагонных секций топливом, водой, песком, смазочными и обтирочными материалами, а также для проведения технического осмотра. К ним относятся здания водоподготовки, устройства для раздачи топлива, смазки и песка со складами и пескосушилкой, обмывочные установки открытого или закрытого (в районах с суровым климатом) типа.
К зданиям вагонного хозяйства относятся вагонные депо, пункты технического осмотра и укрупнённого текущего ремонта вагонов, контрольные пункты автотормозов, ремонтноэкипировочные депо, промывочно-пропарочные станции, компрессорные станции, концепропиточные пункты. В вагонных депо осуществляются деповский и текущий ремонты пасс, и грузовых вагонов, ремонт и комплектование узлов и деталей. В состав вагонных депо входят основные (производственные), ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения. При строительстве вагонных депо также применяют типовые строит, детали и конструкции. Ж. з., в которых выполняются промывочно-пропарочные работы, предназначены для подготовки цистерн к наливу нефтепродуктов (промывки, пропарки и очистки). Их строят с учётом агрессивного воздействия среды на долговечность строит, конструкций, т. е. используют соответствующие материалы.
К зданиям энергетического хозяйства относятся тяговые подстанции, дежурные пункты обслуживания контактной сети и помещения энергоучастков, ремонтные мастерские, тепловые электростанции (паротурбинные, газотурбинные, дизельные, локомотивные), котельные. Часто именно эти железнодорожные здания выполняют совмещёнными. Например, здание подстанции может быть совмещено с дежурным пунктом района контактной сети, состоящим из гаража для автодрезин, мастерской, кладовой и административно-бытовых помещений. Здание дизельной электростанции обычно выполняется одноэтажным, состоящим из машинного зала, в котором размещают двигатели внутреннего сгорания и генераторы, помещений для установки распределит, устройств, трансформаторов, хранения топлива, а также мастерских и служебно-бытовых помещений. Для монтажа и ремонта агрегатов машинный зал оборудуют мостовым краном или кран-балкой.
Здания СЦБ и связи строят для постов электрическое централизации, горочных и стрелочных постов, релейных и маневровых будок, контрольных пунктов и испытат. станций автостопов и автоматическими локомотивной сигнализации, для размещения устройств связи (дома связи), усилит, аппаратуры и др. целей. Посты электрическое централизации размещаются в отд. помещениях зданий других хозяйств или в специально построенных зданиях, иногда их объединяют с пасс, зданием, контрольно-испытательным пунктом, технического конторой, постом горочной централизации. Обычно эти здания возводят из сборных железобетонных конструкций или с применением кирпичной кладки. Здания домов связи строят, как правило, двухэтажными. На первом этаже размещают телеграфную аппаратуру; на втором — линейноаппаратный зал с аппаратурой дальней связи, междугородными коммутаторами и административно-бытовые помещения; в подвале — котельную, вентиляционную, аккумуляторную и т. п.
Здания грузового хозяйства возводят на станциях, выполняющих грузовые операции. К таким зданиям относятся грузовые прирельсовые склады, грузовые платформы и площадки, объединённые механизированным цеха ангарного типа, зарядные станции для аккумуляторных тележек и погрузчиков, дезинфекционно-промывочные пункты или станции, пункты льдоснабжения, слива нефтепродуктов, подготовки вагонов под погрузку, а также административно-бытовые здания для персонала. Как правило, для строительства крытых зданий этого типа используют сборные ж.-б. конструкции.
Здания и сооружения путевого хозяйства предназначены для выполнения работ, связанных с содержанием, ремонтом и реконструкцией железнодорожного пути и искусств, сооружений. В состав этого комплекса входят рельсосварочные, шпалопропиточные, щебёночные заводы, эксплуатационных и эксплуатационно-ремонтные базы, пункты околотков и дистанций пути, звеносборочные базы, мастерские, гаражи, склады для хранения материалов.
Комплекс зданий и сооружений водоснабжения и канализации предназначен для обеспечения производств, и хоз. потребностей железнодорожного транспорта, а также снабжения водой пассажиров. В этот комплекс входят водозаборные и гидротехнического сооружения, насосные станции, водонапорные башни, здания для очистки и обеззараживания воды, канализационные насосные станции.
К Ж. з. относятся также все строения, расположенные на территории заводов по ремонту электровозов, тепловозов, моторвагонного подвижного состава, вагонов, строит, и путевых машин (основные, заготовит, и вспомогательные цеха, помещения для размещения энергетического оборудования и др. общезаводские объекты).
Используемые для строительства преобладающей части Ж. з. сборные ж.-б. конструкции отвечают современные условиям индустриального строительства и обладают высокими технико-экономических показателями. Действующие типовые проекты зданий из сборных железобетонных конструкций унифицированы. Типизация изделий, конструктивных решений и узлов соединений послужила основой для составления спец. каталога, что даёт возможность применять эти изделия в различных сочетаниях и в результате сборки получать законченные здания требуемого назначения и современные по архитектурно-пространственным решениям. Например, санитарно-бытовые, служебные, обществ, здания, дома связи, посты электрическое централизации, вокзалы возводят с типовым каркасом одной серии, обеспечивающим строительство зданий со стандартными размерами пролётов по осям ригелей (шагом колонн), а также с применением типовых колонн сечением 300 X 300 и 400 X 400 мм, бесстыковых колонн на всю высоту (до 5 этажей). Широко используются ригели с предварительно напряжённой арматурой из высокопрочной стали, ребристые плиты перекрытий, многопустотные плиты. Для строительства малых производств, зданий различных назначения (например, постов электрическое централизации, трансформаторных подстанций, стрелочных постов) перспективны объёмно-блочные конструкции, которые доставляются на место в полной заводской готовности, с укомплектованным технологическое оборудованием.