Производительность труда на железнодорожном транспорте — определяется количеством продукции (работы), производимой одним работником в единицу времени, или затратами труда на производство единицы продукции (работы) — трудоёмкостью; является важнейшим экономическим показателем эффективности использования живого и овеществлённого труда.
Продукцией основные деятельности работников железнодорожного транспорта являются перевозки, поэтому производительность труда по каждой дороге и железнодорожной сети в целом определяется числом приведённых т-км, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента в год. Приведённые т-км при этом получаются суммированием грузовых тарифных т км и пассажиро-километров. По отделениям дорог производительность труда определяется аналогично, а приведённые т-км — гуммированием грузовых эксплуатаций км и пассажиро-километров.
Производительность труда может измеряться не только в натуральном, но и в денежном выражении, когда выпускаемая продукция или производимая работа неоднородны. В основные линейных предприятиях железнодорожного транспорта П. т. измеряется натуральными показателями, приходящимися на одного работника: в локомотивных депо — т-км брутто, на сортировочных станциях — числом отправленных и принятых вагонов, на грузовых станциях — числом погруженных и выгруженных т груза, на пасс, станциях — числом отправленных пассажиров, в вагонных депо — вагоно-километрами или числом отремонтированных вагонов и т. д. При этом в расчёт принимаются только работники эксплуатационных контингента. Там, где П. т. нельзя измерить продукцией или работой в натуральном выражении, например в ремонтном произв., применяется стоимостной показатель или натуральный показатель затрат в чел. ч на определенные объём работы, т. е. трудоёмкость.
При расчёте производительности труда работников различных профессий также применяются разные показатели. Производительность труда локомотивных бригад измеряется т км брутто или локомотиво-километрами, приходящимися на одного работника; поездных бригад — поездо-километрами; составительских бригад на маневровой работе—числом расформированных и сформированных поездов или поданных (убранных) вагонов; бригад на погрузочно-разгрузочных работах — количеством переработанных т груза, приходящимся на одного работника.
Пути повышения производительности труда на железнодорожном транспорте: внедрение механизации и автоматизации труда, достижений науки и техники, передовой технологии, прогрессивное изменение структуры перевозок и рост их объёма, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, совершенствование управления.