Пневматическая почта — система аппаратуры и трубопроводов, по которым под действием сжатого воздуха перемещаются почтовые документы, заключённые обычно в полиэтиленовые патроны. На железных дорогах применяется для механизации и ускорения пересылки на станциях грузовых документов и сортировочных листков.
Принцип работы П. п. основан на искусств. создании разности давления между концами транспортирующего трубопровода (см. рис.). Патроны (1—3 шт.) нагнетательного или вакуумного типа.

Пневматическая почта

В устройствах с нагнетат. П. п. под днищем транспортные средства создаётся избыточное давление («воздушная подушка»), которое удерживает его над путепроводом (см. рис.). Днище вагона в этом случае оборудовано спец. устройствами камерного или соплового типа с эластичным обрамлением («юбкой»). Вентиляторы подают в эти устройства воздух, который создаёт в них избыточное давление 5—15 кПа и вытекает в окружающую атмосферу через зазор между «юбкой» и путепроводом. Зазор в несколько миллиметров при достаточной чистоте путепровода обеспечивает бесконтактное подвешивание подвижного состава. Для уменьшения расхода воздуха и снижения шума, создаваемого вытекающим воздухом, применяются гибкие ограждения, продольные металлической накладки на опорных и направляющих поверхностях пути, антифрикц. накладки из полимерных самосмазывающихся материалов. При существенном снижении зазора между подвижным составом и путепроводом допускается кратковрем. контакт антифрикц. накладок и пути. Достоинствами П. п. нагнетательного типа являются отсутствие механическая контакта между транспортные средствами и путепроводом и малое сопротивление движению, недостатками — высокий по сравнению с магнитным подвесом уровень энергозатрат на поддержание зазора, высокий уровень шума, сложность боковой стабилизации вагонов. Транспорт с П. п. нагнетательного типа разрабатывается для пригородного пассажирского сообщения со скоростями 200 км/ч и более, всё более широкое применение находит для грузовых и пассажирских перевозок в условиях бездорожья, при движении по слабым, болотистым грунтам, для перевозок сверхтяжёлых грузов.