Классификация железных дорог — система понятий и показателей, характеризующих железную дорогу по назначению, принадлежности, виду работ и функциональным возможностям; используется как средство установления связей между этими показателями и ориентации в них при проектировании, планировании развития и оценке результатов эксплуатационной деятельности.
Классификация железных дорог выполняется по различных признакам: административным (государственные ж. д. общего пользования и ведомственные, частные), эксплуатационным (грузовые, пассажирские, пригородные, транзитные, промышленные, временные, тупиковые и т. п.), техническим (по ширине колеи — нормальной колеи и узкоколейные, по числу путей — однопутные, двухпутные и миогопутные, по роду тяги — электрифицированные, с тепловозной и с паровой тягой) и т. д.
Классификация железных дорог по показателям мощности и надёжности, по которым определяются категории проектирования, является основой для разработки норм проектирования ж. д. По мере развития техники ж. д. и требований к ним классификация железных дорог должна устанавливать такие параметры и характеристики, которые позволяли бы, в зависимости от назначения линии и объёмов работы на ней, правильно выбирать типы и мощности её устройств, увязывающихся с обществ, требованиями на достаточно длительный срок.
В России первые попытки классификации железных дорог относятся к 1870, когда были введены технического условия проектирования и сооружения узкоколейных железных дорог В 1892 были изданы первые положения по проектированию подъездных путей, а в 1899 утверждены технического условия проектирования и сооружения железных дорог первостепенного значения.
В СССР в 1922 Научно-технического комитет Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) разработал классификацию железных дорог с делением ж. д. на 4 категории по грузообороту и характеру движения с включением некоторых техн. показателей (наибольший руководящий уклон). В 1927 этот же комитет создал новую классификацию железных дорог с делением дорог на 4 класса: магистрали усиленного типа (сверхмагистрали), магистрали норм, и облегчённого типов, подъездные пути и ветви. Признаками, определяющими класс дороги, были грузооборот и ряд технического показателей (число путей, руководящий уклон, макс, пропускная способность). Дальнейшая разработка классификации железных дорог велась различных организациями — Комитетом по реконструкции железнодорожного транспорта НКПС, Транспортной комиссией АН СССР, НИИ железнодорожного транспорта и др. До 1953 в этих классификациях железных дорог выделялись 2 категории ж. д. под различных наименованиями (магистральные и облегчённые, магистральные и местные, основные и облегчённые). С выходом технического условий (ТУ) проектирования ж. д. нормальной колеи (1953) в классификации железных дорог установлено более дифференцир. деление проектируемых ж. д. в зависимости от характера, размеров и темпов роста намечаемых перевозок. В 1960 в новых ТУ был принят более устойчивый признак классификации железных дорог — значение проектируемой линии в общей сети железных дорог Этот признак был сохранён и развит в утверждённых в 1964 Госстроем СССР нормах проектирования, по которым ж. д. делятся на 4 категории. Ж. д. промышленных предприятий, высокоскоростные железные дороги (до 160 км/ч) и ж. д. узкой колеи из этой классификации железных дорог исключены и проектируются по самостоятельным нормативным документам. Такой принцип классификации железных дорог сохранился в основные в действующих нормах проектирования, которые устанавливают в качестве признаков: общее нар.-хоз. значение ж. д., расчётную годовую грузонапряжённость нетто в грузовых направлениях на 5-й и 10-й годы эксплуатации, размеры движения пассажирских поездов на 5-й год эксплуатации и макс, скорости движения поездов. По этим признакам (хотя бы по одному) ж. д. относятся к одной из 5 категорий: магистрали основные гос. связей, магистрали межрайонных связей, дороги местного значения, подъездные пути и соединит, пути на станциях. Кроме этих категорий имеют отд. нормы проектирования внутризаводские пути и ж. д. узкой колеи (750 мм).
За рубежом классификация железных дорог отличается большой пестротой принятых принципов и признаков, закладываемых в основу классификации железных дорог В США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Италии и др. странах ж. д. делятся на 2—3 класса в зависимости от интенсивности движения и скорости обращающихся поездов. Отдельно выделяются, кроме того, сверхскоростные (именные) магистрали (типа Синкансен, Нью-Токайдо, Париж — Лион, Рим — Милан), специализирующиеся на пасс, перевозках, и узкоколейные железные дороги. В наиболее развитых зарубежных странах классификация железных дорог практически не разрабатывается, что объясняется сложившимся характером сети и отсутствием перспектив её развития в условиях острой конкуренции с автомобильным транспортом. В России и др. странах СНГ, а также в некоторых развивающихся странах при установлении классификации железных дорог в основные ориентируются на научные разработки и принципы классификации железных дорог, которые были приняты в практике технического нормирования в СССР.