Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, расположенных вдоль железнодорожного пути, на пути или при его пересечении, а также лежащие вдоль пути материалы, запасные части, оборудование, в т. ч. и на территории станций. Исключение могут составлять лишь части устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители, контактные рельсы, подвагонные толкатели на сортировочных горках и т. п.). При этом должно соблюдаться условие: положение устройств и сооружений во внутригабаритном пространстве должно быть увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут взаимодействовать, но не соприкасаться с др. элементами подвижного состава.
Для магистральных железных дорог общей сети с колеей 1520 мм, а также подъездных путей с такой колеёй принят габарит С. Для путей, расположенных на территории промышленных предприятий, между территориями заводов, шахт, в портах, депо, грузовых районах, складах установлен облегчённый габарит Сп. Габариты С и Сп корреспондируются с габаритом подвижного состава Т и применяются при строительстве новых железных дорог, сооружений и устройств, при реконструкции существующих ж.-д. путей, прокладке вторых путей, электрификации, возведении новых искусств, сооружений и т. п., а также при модернизации подвижного состава. Иногда производят увеличение габарита приближения строений, т. н. габаритное уширение.
Размеры габарита приближения строений по горизонтали считают от оси колеи, а по вертикали — от уровня верха головки рельса. Левую часть габарита С (рис. 1) применяют для участков железных дорог на станциях, правую — на перегонах. Все сооружения и устройства на пасс, остановочных пунктах также должны удовлетворять габариту С. Пространство, остающееся между очертаниями габаритов подвижного состава и приближения строений, а также между габаритами смежных составов, необходимо для компенсации возможных смещений подвижного состава в результате износа рельсов, отклонений в уровнях расположения рельсовых нитей, колебаний на рессорах, при вписывании подвижного состава в кривые и т. п. Кроме того, это пространство допускает перевозку негабаритных грузов (см. Габарит погрузки).
Рис. 1. Габарит приближения строений к пути на железных дорогах общей сети.
На железных дорогах установлены также очертания для нижней части габарита приближения строений — двойных перекрёстных стрелочных переводов, горочных вагонных замедлителей; для верхней части — минимально допускаемые зазоры между сооружениями и устройства- ми при введении на участке электрическое тяги (между контактным проводом, токоприёмником и подвижным составом), а также для нижней части всех габаритов подвижного состава. Соблюдение габаритов нижней части является наиболее важным при эксплуатации. Поэтому необходимо выдерживать соотношение элементов подвижного состава и приближения строений (устройств, сооружений, оборудования) к пути, не допуская, чтобы подвижной состав задевал за выступающие части стрелочных переводов, кожухов приводов СЦБ, настилы переездов, низкие пасс, платформы и т. п. Для периодической проверки габарита приближения строений по участку пропускают платформу с контрольной рамой.
Рис. 2. Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена кругового очертания на перегонах (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Рис. 3. Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена прямоугольного очертания, для сооружений и устройств наземных и подземных участков (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Для ж.д. метрополитена габарит приближения строений устанавливается на предельные границы приближения к оси пути и к уровню головок рельсов элементов обделок тоннелей, колонн, платформ и перил на них, подпорных стен и других строит, конструкций. На метрополитене действуют три вида Г. п. с.: Смк — для тоннелей метрополитена кругового очертания на перегонах (рис. 2), Сип — для тоннелей прямоугольного очертания, для сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах (рис. 3), С„с — для станций (рис. 4).
Рис. 4. Габарит приближения строений Смс — для станций метрополитена (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Габарит С„„ действителен для прямых и криволинейных участков радиусом 200 м и более; Смп и Смс — для прямых; на криволинейных участках эти габариты увеличиваются в зависимости от радиуса. Кроме того, на метрополитене действует габарит приближения оборудования — габарит Ом (рис. 5), который устанавливает предельные границы приближения к оси пути и к уровню головок рельсов путевых устройств, оборудования автоматики и телемеханики, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, пешеходных мостиков и др., размещаемых в пространстве между этим габаритом и Г. п. с. Верхнее очертание габарита Ом установлено для прямых участков пути, на криволинейных участках оно увеличивается в зависимости от радиуса. Нижнее очертание габарита Ом (рис. 6) действительно для прямых и криволинейных участков радиусом более 200 м.
Рис. 5. Верхнее очертание габарита Ом.
Рис. 6. Нижнее очертание габарита Ом.