Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, расположенных вдоль железнодорожного пути, на пути или при его пересечении, а также лежащие вдоль пути материалы, запасные части, оборудование, в т. ч. и на территории станций. Исключение могут составлять лишь части устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители, контактные рельсы, подвагонные толкатели на сортировочных горках и т. п.). При этом должно соблюдаться условие: положение устройств и сооружений во внутригабаритном пространстве должно быть увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут взаимодействовать, но не соприкасаться с др. элементами подвижного состава.
Для магистральных  железных дорог общей сети с колеей 1520 мм, а также подъездных путей с такой колеёй принят габарит С. Для путей, расположенных на территории промышленных предприятий, между территориями заводов, шахт, в портах, депо, грузовых районах, складах установлен облегчённый габарит Сп. Габариты С и Сп корреспондируются с габаритом подвижного состава Т и применяются при строительстве новых железных дорог, сооружений и устройств, при реконструкции существующих ж.-д. путей, прокладке вторых путей, электрификации, возведении новых искусств, сооружений и т. п., а также при модернизации подвижного состава. Иногда производят увеличение габарита приближения строений, т. н. габаритное уширение.
Размеры габарита приближения строений по горизонтали считают от оси колеи, а по вертикали — от уровня верха головки рельса. Левую часть габарита С (рис. 1) применяют для участков  железных дорог на станциях, правую — на перегонах. Все сооружения и устройства на пасс, остановочных пунктах также должны удовлетворять габариту С. Пространство, остающееся между очертаниями габаритов подвижного состава и приближения строений, а также между габаритами смежных составов, необходимо для компенсации возможных смещений подвижного состава в результате износа рельсов, отклонений в уровнях расположения рельсовых нитей, колебаний на рессорах, при вписывании подвижного состава в кривые и т. п. Кроме того, это пространство допускает перевозку негабаритных грузов (см. Габарит погрузки).

Габарит приближения строений к пути на железных дорогах
Рис. 1. Габарит приближения строений к пути на железных дорогах общей сети.
На железных дорогах установлены также очертания для нижней части габарита приближения строений  — двойных перекрёстных стрелочных переводов, горочных вагонных замедлителей; для верхней части — минимально допускаемые зазоры между сооружениями и устройства- ми при введении на участке электрическое тяги (между контактным проводом, токоприёмником и подвижным составом), а также для нижней части всех габаритов подвижного состава. Соблюдение габаритов нижней части является наиболее важным при эксплуатации. Поэтому необходимо выдерживать соотношение элементов подвижного состава и приближения строений (устройств, сооружений, оборудования) к пути, не допуская, чтобы подвижной состав задевал за выступающие части стрелочных переводов, кожухов приводов СЦБ, настилы переездов, низкие пасс, платформы и т. п. Для периодической проверки габарита приближения строений по участку пропускают платформу с контрольной рамой.
Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена кругового очертания
Рис. 2. Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена кругового очертания на перегонах (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена прямоугольного очертания
Рис. 3. Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена прямоугольного очертания, для сооружений и устройств наземных и подземных участков (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).

Для ж.д. метрополитена габарит приближения строений устанавливается на предельные границы приближения к оси пути и к уровню головок рельсов элементов обделок тоннелей, колонн, платформ и перил на них, подпорных стен и других строит, конструкций. На метрополитене действуют три вида Г. п. с.: Смк — для тоннелей метрополитена кругового очертания на перегонах (рис. 2), Сип — для тоннелей прямоугольного очертания, для сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах (рис. 3), С„с — для станций (рис. 4).

image62
Рис. 4. Габарит приближения строений Смс — для станций метрополитена (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).

Габарит С„„ действителен для прямых и криволинейных участков радиусом 200 м и более; Смп и Смс — для прямых; на криволинейных участках эти габариты увеличиваются в зависимости от радиуса. Кроме того, на метрополитене действует габарит приближения оборудования — габарит Ом (рис. 5), который устанавливает предельные границы приближения к оси пути и к уровню головок рельсов путевых устройств, оборудования автоматики и телемеханики, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, пешеходных мостиков и др., размещаемых в пространстве между этим габаритом и Г. п. с. Верхнее очертание габарита Ом установлено для прямых участков пути, на криволинейных участках оно увеличивается в зависимости от радиуса. Нижнее очертание габарита Ом (рис. 6) действительно для прямых и криволинейных участков радиусом более 200 м.
Верхнее очертание габарита Ом
Рис. 5. Верхнее очертание габарита Ом.

Нижнее очертание габарита Ом
Рис. 6. Нижнее очертание габарита Ом.