Питание потребителей СН постоянного тока осуществляется напряжением 110 или 220 В от аккумуляторной батареи GB (рис. 1), работающей в режиме постоянного подзаряда. Подзаряд батареи осуществляют два зарядно-подзарядных устройства   типа ВАЗП-380/260-40/80 с автоматической стабилизацией напряжения, питающихся по фидерам 3 и 4 от шин СН переменным напряжением 380/220 В.


Рис. 1. Схема питания потребителей СН постоянного токаСхема питания потребителей СН постоянного тока

Выпрямленное напряжение подается на шины Е 7,(260 В) питания включающих электромагнитов выключателей 110 (220 В). Аккумуляторы батареи GB в количестве 120 штук подключены к шинам EYl и постоянно подзаряжаются. С аккумулятора 108 питание от батареи поступает на шины включения EY2 (230 В), от которых оно подается в цепи включения выключателей 35, 10, 27, 5 или 3,3 кВ, 6-10 кВ СЦБ.
Контроль предохранителей цепей включения выключателей осуществляется с помощью реле КbА-Кbг, которые при исправном состоянии предохранителей возбуждены, их контакты в цепи сигнализации разомкнуты. Цепи управления и защиты постоянного тока получают электроэнергию от шинки управления ЕС, на которую поступает от шинки — EYt через амперметр РА и регулировочный резистор R4. Шина "плюс" общая для всех напряжений EYp EYV ЕС. От шинки ЕС через амперметр РА2 и контакты 1-2, 5-6 переключателя SA1 по фидеру 6 подается напряжение в схему земляной защиты РУ-3,ЗкВ.
При периодической дозарядке аккумуляторной батареи питание шинки ЕС переключается с аккумулятора 108 на 100 через контакты 3-4 переключателя SAy фидер 6 земляной защиты при этом получает питание через контакты 7-8. При возникновении на шинах СН 380/220В переменного напряжения питание стоек телемеханики и электронных защит по фидерам 5 осуществляется от преобразователей UZ постоянного тока аккумуляторной батареи в переменный. Постоянный ток поступает от аккумулятора 108 на шинку — EYy далее через контакты 3-4 переключателя SA3 после его переключения — предохранитель, амперметр РАу шинку ЕС на преобразователь UZ.
Питание аварийного освещения по фидеру 1 осуществляется от шин СН переменного тока фидером 2. Переключатель аварийного освещения AZ, при наличии переменного напряжения соединяет фидеры / и 2 своими контактами 1, 2. При исчезновении напряжения на фидере 2 KLX отключается, размыкает свои контакты 1,2 и замыкает — 3,4 от шинок +EY2 и ЕС. Таким образом, вначале освещение питают 100 аккумуляторов, по мере снижения напряжения переключателем SA3 подключают к шине ЕС 108 аккумуляторов. Контроль напряжения на шине ЕС осуществляет реле KLy
Учитывая особую ответственность цепей оперативного постоянного тока для контроля их изоляции используют специальные схемы, одна из которых приведена на рис. 2. Для автоматического контроля изоляции шин постоянного тока и сигнализации о ее пробое на землю применяют схему, включающую реле контроля изоляции KLV три резистора Rv Rv R1 и вольтметр PV{ (или омметр) с переключателем SAV В нулевом положении SAs точки а и в схемы соединены, резистор R2 зашунтирован, PV, и PV2 подсоединены одним выводом к точкам а и в, другим — заземлены. При хорошей изоляции шины "плюс" через приборы PVl и Кb2 ток не проходит. Если изоляция шины "плюс" нарушается, то от нее пойдет ток через реле KL2, резистор R1 на шину — EYy Реле Кb2 срабатывает, замыкает свои контакты в цепи сигнализации. Переключая SA, в положение 7 и 2, по показаниям PVi можно определить полярность шины, на которой произошел пробой изоляции или резкое снижение ее сопротивления. В положении 1 переключателя PVl покажет нуль, в положении 2 — полное напряжение на шинах. Аналогично схема автоматического контроля изоляции действует при пробое изоляции минусовой шины, при этом в положении 1 PF, покажет полное напряжение, в положении 2 — нуль.
Вольтметр PV2 с переключателем SA, служит для измерения на шинах: в исходном положении PV2 (подключен на контакты 5-7) показывает напряжение на шинах EY, в первом положении PV2 (подключен на контакты 1-3) — EYV во втором положении PV2 (подключен на контакты 9-11) — ЕС.