Консоль опоры контактной сети — поддерживающее устройство, закреплённое на опоре, состоящее из кронштейна в тяги. В зависимости от числа перекрываемых путей консоли опоры контактной сети может быть одно-, двух- и многопутной. На отечественных железных дорог наиболее часто применяют консоли опоры контактной сети однопутные, т. к. при большем числе консоли опоры контактной сети механическая связь между контактными подвесками различных путей снижает надёжность контактной сети. Используют однопутные консоли опоры контактной сети неизолированные, или заземлённые, когда изоляторы находятся между несущим тросом и кронштейном, а также в стержне фиксатора, и изолированные, с изоляторами, размещёнными в кронштейнах и тягах. Неизолированные консоли опоры контактной сети (рис. 1) по форме могут быть изогнутыми, наклонными и горизонтальными.
Рис. 1. Неизолированная консоль: 1 — несущий трос; 2 — тяга консоли; 3 — кронштейн консоли; 4 — фиксаторный изолятор; 5 — фиксатор; 6 изоляторы несущего троса.
Ранее широко применялись изогнутые консоли опоры контактной сети Наклонные консоли опоры контактной сети значительно легче изогнутых и удобнее в изготовлении и транспортировке. Кронштейны наклонных консолей опоры контактной сети изготовляют из двух швеллеров или из труб. Фиксаторы крепят к кронштейнам консоли через изоляторы. Для опор, установленных с увеличенным габаритом (5,7 м от оси пути), применяют консоли с подкосом. На сопряжениях анкерных участков при монтаже на одной опоре двух консолей опоры контактной сети используют специальную траверсу. Горизонтальные консоли опоры контактной сети применяют в тех случаях, когда высота опор достаточна для закрепления тяги.
При изолированных консолей опоры контактной сети (рис. 2) возможно проводить работы на несущем тросе вблизи консолей опоры контактной сети без отключения напряжения, что недопустимо при неизолированных консолях опоры контактной сети Отсутствие гирлянды изоляторов на консоли обеспечивает большую стабильность положения несущего троса, что особенно важно при высоких скоростях движения поездов. Изолированные консоли выполняют только наклонными, с кронштейнами, в которые включены стержневые фарфоровые (консольные) изоляторы, и тягами со стержневыми изоляторами или гирляндами из тарельчатых изоляторов.
2. Изолированная консоль
Кронштейны и тяги консолей опоры контактной сети крепят на опорах с помощью пят, допускающих поворот вдоль пути на угол 90° в обе стороны относительно норм, положения.
Двухпутные консоли опоры контактной сети бывают только неизолированными горизонтальными с двумя тягами и кронштейнами из двух швеллеров. Двухпутные консоли опоры контактной сети крепят на металлической опорах высотой не менее 13 м, а иногда на двух железобетонных опорах, установленных в стаканные фундаменты. За рубежом применяют все типы консолей. В странах с развитой сетью электрифицирированных железных дорог (Германии, Великобритания, Франция, Италия, Япония) используют на новых линиях в основные изолированные консоли.