Автоматическое регулирование напряжения в системе тягового электроснабжения — осуществляется для установления и поддержания оптимального по выбранному критерию режима напряжения. Автоматическое регулирование напряжения выполняет спец. система регулирования, назначение которой — создание оптимальных по напряжению условий для обеспечения заданных скоростей движения поездов, надёжного использования рекуперативного торможения ЭПС, миним. расхода электроэнергии на тягу при предельных допустимых значениях напряжения на токоприёмниках. А. р. н. может быть местным, зонным, централизованным.
При местном А. р. н. управляющие сигналы вырабатываются на основе информации, получаемой в месте управления. При зонном А. р. н. в качестве исходной информации используют нагрузку и напряжение данной тяговой подстанции (ТП) а двух соседних ТП (справа а слева), а также напряжения в одной или неск. точках тяговой сети. При централизованном А. р. н. исходная информация поступает из мн. точек участка в управляющее устройство, которое воздействует на местные регулирующие устройства, обеспечивая достижение оптимального режима.
При местном А. р. н. для поддержания заданного напряжения на шинах ТП используются трансформаторы и преобразовательные агрегаты, оборудованные устройствами для ступенчатого или плавного бесконтактного регулирования напряжения. При зонном и централизованном А. р. н. заданное напряжение на токоприёмниках ЭПС обеспечивают трансформаторы и преобразовательные агрегаты, оборудованные устройствами плавного бесконтактного регулирования напряжения. При зонном регулировании используются спец. каналы, при централизованном — каналы и аппаратура телемеханики, применяемой на участках. В качестве управляющего устройства можно применять либо персональный компьютер, входящий в автоматизированное рабочее место энергодиспетчера, либо микроЭВМ.