Мотовиз — локомотив с двигателем внутреннего сгорания мощностью до 220 кВт, используемый для производства маневровых работ на подъездных путях промышленных предприятий и подвозки материалов при ремонте пути, продвижения небольших составов и др. подсобных работ.
На М. первых моделей устанавливались бензиновые двигатели автомобильного типа с механическая передачей, четырёх- или пятиступенчатой коробкой передач и обычно с цепным приводом ведущих осей. На наиболее распространённом на отечественных железных дорог в 80-е гг. дизельном двухосном мотовизе. ТГК-2 (номинальная мощностью двигателя 185 кВт) установлена гидромеханическая передача с автоматическими переключением ступеней. М. работает в маневровом и поездном режимах. Привод ведущих колёсных пар — карданный. В маневровом режиме мотовиз развивает тягу св. 70 кН и скорость до 30 км/ч, в поездном — соответственно св. 35 кН и до 60 км/ч. На маневровой работе М. обслуживает один машинист (водитель), в пути — с помощником. На отечественных железных дорогах эксплуатируется также мотовиз-электростанция (МЭС) — дизельный мотовиз (номин. мощность двигателя 220 кВт) с электрической передачей. Смонтированная на мотовизе электростанция имеет мощность 200 кВт, вырабатывает электрический ток промышленной частоты, используемый для питания электроприводов путевых машин.