Главная >> Железнодорожный путь >> Железнодорожный узел

Железнодорожный узел

Железнодорожный узел — находящийся в пункте пересечения или примыкания не менее трёх железнодорожных линий комплекс технологически связанных между собой железнодорожных станций, главных путей, соединительных и обходных путей, подъездных путей, постов в пунктах примыкания, путепроводных развязок железнодорожных линий между собой и с городскими магистралями и автодорогами, вокзалов, депо, тяговых подстанций и т. п. Железнодорожный узел, как правило, является составной частью транспортного узла. В железнодорожных узлах кроме операций, обычных для работы входящих в него станций, обеспечивается пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов с одной линии на другую, передача вагонов между станциями узла и сходящимися в нём линиями, пересадка пассажиров, перецепка беспересадочных пассажирских вагонов и т. д. Для обеспечения безопасности движения и потребной пропускной способности сооружаются развязки железнодорожных линий в узле. Границами железнодорожного узла являются внешние границы входных в него раздельных пунктов.

Схема узла с одной станцией
Рис. 1. Схема узла с одной станцией: 1 — пассажирское здание; 2 — грузовой двор; 3 — локомотивное хозяйство.

Схема узла треугольного типа
Рис. 3. Схема узла треугольного типа:
1 — основная станция узла; 2 — станция для обслуживания транзитных поездов.
В крупном железнодорожном узле, как правило, имеются специализированным станции: пассажирские, сортировочные и грузовые. В небольшом железнодорожном узле обычно располагается объединённая станция, имеющая на общей площадке пассажирские, сортировочные и грузовые устройства. При необходимости наличия в железнодорожном узле специализированным пассажирской станции, как правило, сооружается одна пасс, станция для всех направлений с обеспечением следования через неё транзитных пассажирских поездов без перемены головы поезда. Сортировочная работа в железнодорожном узле (за исключением железнодорожного узла, обслуживающего крупный город) обычно выполняется на одной сортировочной станции. При сооружении двух сортировочных станций они размещаются по возможности по концам узла между пунктами слияния подходов к узлу и основные районами производства маневровой работы. Число грузовых станций в железнодорожном узле, их размещение и специализация устанавливаются с учётом планировки гор. территории, схемы узла, пробега вагонов и автотранспорта, эффективности механизации погрузочно-выгрузочных работ при концентрации переработки однородных грузов, загрузки гл. железнодорожных линий и уличных магистралей. Пропуск транзитных поездов через железнодорожный узел осуществляется без угловых заездов. Обеспечивается рациональное распределение работы, а также удобная передача вагонов между станциями узла.
По схемам взаимного расположения станций и подходов различают следующие типы железнодорожных узлов: с одной станцией (рис. 1) — при небольшом числе сходящихся линий, в т. ч. при примыкании новой линии к существующей; крестообразный (рис. 2) — при пересечении существующей железнодорожной линии под углом,
близким к прямому, новой линией со значительным прямым транзитным поездопотоком и, как правило, при небольшом объёме переработки, не требующем сооружения в узле сортировочной станции; треугольный (рис. 3) — при наличии значительной корреспонденции поездопотоков между всеми сходящимися направлениями; с параллельным расположением основных станций (рис. 4) — при необходимости раздельного сооружения, например пассажирской и сортировочной станций, когда по условиям рельефа местности, плана и профиля подходов станционная площадка ограничена по длине, а расположение города и промышленных районов позволяет размещать станции параллельно; с последовательным расположением основных станций (рис. 5) — когда по условиям рельефа местности (например, долина реки), расположения города и промышленного р-на и развязок подходов имеется станционная площадка для размещения станций последовательно; радиальный (рис. 6) — при необходимости размещения станций узла на подходах к его центральной части, общей для всех сходящихся линий; тупиковый (рис. 7) — когда по географических или экономических условиям ж. д. заканчивается, но для выполнения значительной работы необходимо иметь две или несколько специализированным станций; кольцевой (рис. 8) — в больших городах и при наличии в узле крупной реки, при необходимости дублирования мостовых переходов, а также когда в узле сходится более пяти направлений; полукольцевой (рис. 9) — при наличии с одной стороны обслуживаемого города естественные препятствия (море, большое озеро и т. п.) для сооружения узла кольцевого типа; комбинированный (рис. 10)  — когда в одном узле сочетаются два или больше указанных выше типов узлов (например, с последовательным расположением основные станций и треугольный или крестообразный и кольцевой и т. д.).

Схема узла крестообразного типа
Рис. 2. Схема узла крестообразного типа: 1 — основная станция узла; 2 — станция для обслуживания транзитных  поездов новой линии (АБХ)

Схема узла с параллельным расположением основных станций
Рис. 4. Схема узла с параллельным расположением основных станций: 1 — пассажирская станция; 2 — станция для обслуживания
Схема узла комбинированного типа
Рис. 10. Схема узла комбинированного типа (обозначения — в подписи к рис. 6),
Схема узла тупикового типа
Рис. 7. Схема узла тупикового типа (обозначения — в подписи к рис. 6).
Схема узла полукольцевого типа
Рис. 9. Схема узла полукольцевого типа (обозначения — в подписи к рис. 6).
Схема узла радиального типа
Рис. 6. Схема узла радиального типа; 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовые станции; 4 — промышленный район; 5 — речной порт; 6 — техническая пассажирская станция; 7 — предузловой разъезд.
Схема узла кольцевого типа
Рис. 8. Схема узла кольцевого типа (обозначения — в подписи к рис. 6).
Схема узла с последовательным расположением основных станций
Рис. 5. Схема узла с последовательным расположением основных станций: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовая станция.
По характеру эксплуатационных работы и значению на сети различают железнодорожные узлы: небольшие, обслуживающие преим. транзитные пасс, и грузовые потоки без переработки; выполняющие главным образом большую сортировочную работу с транзитными вагонопотоками; со значительной местной грузовой работой у больших городов, через которые пропускаются также транзитные пасс, и грузовые потоки; портовые, обслуживающие порт, город и промышленного предприятия; промышленные, обслуживающие крупные промышленные районы; у крупнейших городов, выполняющие все или часть функций перечисл. узлов. Кроме того, железнодорожные узлы различаются по числу подходов, числу и специализации станций в узле, наличию обходов и др. признакам.
В железнодорожных узлах предусматривается применение диспетчерской централизации и возможность включения в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом. В железнодорожных узлах однородные устройства различных служб ж. д., промышленности, населённых пунктов, а также др. видов транспорта по возможности объединяются для кооперированного использования. Все станции железнодорожных узлов на отечественных железных дорог входят, как правило, в состав одной железной дороги.

 
« Железнодорожный тоннель   Железнодорожный участок »
железные дороги