Главная >> Железнодорожный путь >> Земляные работы и машины для их производства

Земляные работы и машины для их производства

В понятие «земляные работы» входят все работы по сооружению выемок и насыпей, расчистка оснований под насыпи, отвод дорог и водотоков, одерновка откосов и прочие земляные работы по строительству железнодорожной линии, станционных путей и зданий, а также работы по строительству сооружений для укрепления земляного полотна, пути, откосов насыпей и выемок. Сюда относятся также работы по содержанию земляного полотна и полосы отчуждения, например такие, как уширение и углубление выемок, исправление насыпей, расчистка и планировка полосы отчуждения и т. д.
Новое строительство. В настоящее время инженеры- строители и путейцы при производстве земляных работ в значительно большей мере руководствуются законами механики грунтов, чем раньше. В результате обеспечивается значительно большая стабильность земляных сооружений, а оседание насыпей вследствие уплотнения грунта их тела уменьшилось настолько, что нет больше необходимости устанавливать ограничения скорости движения поездов при вводе новой линии в эксплуатацию.
Современные методы производства земляных работ ушли далеко вперед от того времени, когда эти работы выполнялись вручную с доставкой грунта конной возкой. Теперь эти методы, помимо отказа от применения непригодных грунтов с заменой их грунтами, обеспечивающими стабильность насыпи, включают в себя такие работы, как отсыпку насыпей слоями с увлажнением и укаткой их катками для придания им необходимой плотности, а также уположение или террасирование откосов выемок с тем, чтобы предупредить возможность их оползания.
С развитием современных землеройных машин стоимость транспортировки грунта снизилась столь значительно, что отпала необходимость в применении старой практики строительства новых линий с приспособлением продольного профиля к контурам и рельефу местности, по которой проходит трасса. Напротив, возникло стремление к перепроектировке продольного профиля некоторых центральных железнодорожных линий на более пологие руководящие уклоны, что позволило приблизить их в плане к воздушной прямой. Действительно, многие железные дороги предприняли работы по смягчению плана и профиля, а также по уменьшению длины линий, построенных по старым техническим условиям в ранний период железнодорожного строительства. Это оказалось возможным только при наличии современных механизмов для производства земляных работ. Почти все операции при производстве земляных работ, включая расчистку оснований насыпей, корчевание пней, рыхление грунта, удаление корней, погрузку, транспортировку, выгрузку, разравнивание, планировку и уплотнение грунта, рытье канав и другие операции, можно выполнить современными механизмами, соблюдая при этом высокое качество работ.

Содержание и ремонт земляного полотна.

Кроме производства земляных работ, при строительстве новых дорог или при их перестройке, при отводе русел рек и т. п. современные землеройные машины оказались незаменимыми при механизации ремонтных работ на существующем земляном полотне, выполняя быстро, эффективно и экономично такие работы, как исправление, уширение и укрепление насыпей, уширение и углубление выемок, рытье и очистку канав, засыпку промоин, уборку смытого и оползшего грунта, расчистку и планировку полосы отчуждения, засыпку мостов при их ликвидации, оказывая помощь при ликвидации крушений и перемещении всякого рода материалов.
На некоторых железных дорогах сформированы специальные механизированные колонны по содержанию земляного полотна и полосы отчуждения, включая также и выполнение  работ по восстановлению проектного очертания насыпей и выемок. В результате значительных размывов, обычных для длительно эксплуатируемых линий, откосы многих выемок требуют срезки, а кюветы — прочистки для восстановления их работы. Колонны по содержанию  земляного полотна, снабженные современными землеройными машинами, могут выполнить эти работы дешево и не занимая пути.
Вырезанный грунт употребляют обычно для ремонта откосов прилегающих насыпей. В некоторых случаях грунта, удаленного из выемок при срезке их откосов, оказывается недостаточно для подсыпки насыпей, тогда на полосе отчуждения закладывают резервы, а поверхность земли в пределах полосы отчуждения планируют, чтобы обеспечить возможность движения машин. При избытке грунта, вырезанного из выемок, последний складывают в виде банкета вдоль подошвы насыпи.

Ремонтная колонна обычно имеет 3—5 гусеничных или колесных тракторов с необходимым навесным оборудованием и самоходный грейдер. Эти машины обслуживаются небольшой грузовой автомашиной для транспортировки рабочих, горючего, смазочных и других материалов. Кроме того, для транспортировки этих машин по автомобильным дорогам при переброске их на новое место работы колонны иногда снабжают трактором-тягачом с прицепом для перевозки тяжеловесов. Машины обычно выполняют на одном участке все необходимые работы, работая по специальному графику, чем обеспечивается высокая эффективность их использования.
Перевозка машин на дальние расстояния производится по железной дороге.

Конструкция земляного полотна

За последние годы построено очень немного новых железнодорожных линий. За исключением нескольких тупиковых линий, построенных железными дорогами на Среднем Западе, и двух больших дорог в Канаде, ведущих к рудным месторождениям, большая часть строительных работ, выполненных в последнее время, относится к выносу железнодорожных линий из зоны затопления водохранилищами при сооружении больших плотин на реках или к перестройке небольших участков пути для смягчения профиля и улучшения плана. Вместе с тем при современном железнодорожном строительстве наблюдается стремление к отказу от узких насыпей и выемок и от крутых кривых, которые были типичны для строительства в прошлом, и переход к строительству устойчивых насыпей, сооружаемых из высококачественных и хорошо уплотненных грунтов на устойчивом основании, и выемок с хорошо спланированными откосами и достаточной ширины для содержания кюветов в чистоте.

 
« Земляные работы   Износ рельсов »
железные дороги