Защита пути от снега на перегонах и станциях — система мероприятий, включающая размещение вдоль линии на перегонах и на станциях ограждений, защищающих железнодорожного пути от снега, а также удаление снега с пути. Защитные ограждения устанавливают с учётом направлений и объёмов метелевых потоков по результатам многолетних наблюдений (не менее чем за 10 лет) и розы ветров данной местности. Заносимые снегом участки пути различают по категориям, зависящим от профиля земляного полотна, и степенью заносимости, определяемой расчётным годовым объёмом метелевого снега, приносимого к 1 км пути с вероятностью один раз в 15— 20 лет.
Категорией снегозаносимости определяется очерёдность защиты пути от снежных заносов, степенью снегозаносимости — выбор (и проектирование) типа защитных ограждений. В первую очередь ограждаются заносимые места 1-й категории — выемки глубину от 0,4 до м и более, нулевые места на косогорах, участки путепроводов, территории ж.-д. станций и узлов. Ко 2-й категории относятся выемки глубину до 0,4 м и нулевые места, к 3-й категории — насыпи выс. до 0,7 м на равнинах и до 1 м на косогорах. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на слабозаносимые (объём приносимого снега за зиму до 100 м3 на 1 м пути), среднезаносимые (101—300 м3 на 1 м), сильнозаносимые (301—600 м3 на 1 м) и особо сильнозаносимые (более 600 м3 на 1 м).
Тип и мощность (снегосборность) защитных ограждений выбираются так, чтобы исключались метелевые отложения на путь. Заносимые участки могут ограждаться лесонасаждениями, пост, заборами, переносными щитами, системами снежных траншей и валков, устраиваемыми в снежном покрове снегопахами. Выбор типа снегозащитных средств осуществляется на основе технико-экономических сравнения различных вариантов. Лучшим средством защиты пути от метелевых потоков являются естеств. леса в полосе отвода и искусств. лесонасаждения, располож. вдоль ж. д. Защитные лесонасаждения должны размещаться не ближе 20 м и не далее 50 м от пути, при этом расстояние между бровкой выемки, а при наличии водоотводной канавы между внеш. её бровкой и посадками должно быть не менее 5 м. Защитные лесонасаждения бывают одно- и многополосные в зависимости от почвы, климата и объёма приносимого снега. При ограждении ж.-д. станций и узлов лесонасаждения размещаются на границе станционных площадок и продолжаются за пределы стрелочных горловин. При таком расположении лесонасаждения защищают заносимые участки как при перпендикулярных по отношению к пути, так и при косых метелевых ветрах.
До того момента, когда посаженные лесные полосы будут эффективны, заносимые участки ограждают переносными щитами, снегосборность которых составляет 25—30 м3 на 1 м, ас разреженной обрешёткой в нижней части — до 90 м3 на 1 м. Щиты устанавливают с таким расчётом, чтобы снежный вал, собираемый между ними, размещался в разрывах полос или с наветренной стороны посадок. В районах с неблагоприятными почвенно-климатические условиями, где затруднено или невозможно выращивание лесонасаждений, защиту осуществляют пост, заборами со снегосборностью 130—370 м3 на 1 м. На станциях снег убирают снегоуборщиками, выдувают его со стрелок пневматические устройствами, растапливают электро- и газообогревателями; при определенные условиях на станциях могут устанавливаться снеготаялки. На перегонах снег сбрасывается в сторону от пути различных снегоочистителями.