Временные обходы — участки железной дороги, построенные взамен разрушенных участков при её восстановлении или для обхода препятствий при строительстве новой железной дороги. Сооружаются по облегчённым технического условиям для ускорения передачи линии в пост, эксплуатацию, а также предусматриваются на сложных участках новых железных дорог, где экономически нецелесообразно для первого этапа эксплуатации (когда размеры перевозок невелики) строить дорогостоящие сооружения. Срок эксплуатации В.о, определяется временем ввода в строй капитальные сооружения на основные трассе или экономических соображениями, диктующими целесообразность отказа от врем, участков трассы. При строительстве временных обходов ведутся подготовит, работы, возводятся искусств. сооружения, производится отсыпка земляного полотна, укладка и балластировка железнодорожного пути, сооружаются линии связи, при необходимости строятся раздельные пункты.
Большой объём работ по строительству временных обходов выполняется в военное время. Напр., в годы Великой Отечеств, войны В. о. строили при восстановлении больших мостов, тоннелей, а также на крупных узловых ж.-д. станциях, подвергавшихся массированным бомбардировкам вражеской авиации. Так, при восстановлении ж.-д. мостов через р. Днепр в гг. Днепропетровске, Запорожье, Киеве, Кременчуге, Черкассах сооружались В. о. с врем, мостами. Напр., при восстановлении разрушенного мостового перехода через Днепр у Запорожья были построены В. о. длиной ок. 11 км с объёмом земляных работ более 500 тыс. м3, 2 больших моста через Старый Днепр и Новый Днепр общей дл. 1886 м, 6 средних и малых мостов, 4 водопропускные трубы, разъезд Гвардейский.
На строительстве Байкало-Амурской магистрали для обеспечения непрерывного движения поездов до окончания пробивки тоннелей были построены В. о. Байкальского и Северомуйского тоннелей. В. о. Байкальского тоннеля имел дл.
км, объём земляных работ составил ок. 700 тыс. м3; был о сооружено
мостов и проложено 12 металлической водопропускных труб. Первый поезд по В. о. прошёл 28 окт. 1978, а первый рабочий поезд через Байкальский тоннель — в янв. 1984.