Главная >> Железнодорожный путь >> Восстановление железных дорог

Восстановление железных дорог

Восстановление железных дорог — комплекс технических и организационных мероприятий, проводимых на железных дорогах для возобновления движения и эксплуатации, прерванных разрушениями. Восстановление железных дорог в военное время проводят железнодорожные войска, строит, организации, спец. формирования на железнодорожный транспорте с привлечением железнодорожников и местного населения. В зависимости от технического требований, применяемых конструкций и срока службы восстановленных сооружений и устройств различают краткосрочное, временное и капитальное восстановление железных дорог.
Краткосрочное восстановление железных дорог рассчитано на эксплуатацию восстановленных сооружений в течение ограниченного времени. При этом используются в основные местные материалы, упрощённые и облегчённые конструкции, инвентарное имущество ж.-д. войск. При восстановлении фронтовых ж.д. допускается уменьшение ширины земляного полотна, применение крутых уклонов, малых радиусов кривых, возведение насыпей из любых грунтов, укладка пути без балласта, уменьшение отверстий искусств, сооружений, устройство мостов в пониженном уровне, паромных, ледяных и свайно-ледяных переправ, наводка наплавных мостов из спец. имущества и барж, сооружение сборно-разборных эстакад. Для налаживания краткосрочного водоснабжения применяют передвижные агрегаты, оборудование пунктов набора воды на разъездах, перегонах и мостах. При восстановлении линий связи используют полевые кабели, радиосредства. Линии прокладывают в каналах уменьшенных размеров с увеличением пролётов между опорами. Краткосрочные сооружения и устройства подлежат замене временными. Срок замены определяется обстановкой, климатические условиями, наличием восстановит, ресурсов и др, факторами.
Временное восстановление железных дорог рассчитывается на непрерывную и безопасную эксплуатацию железнодорожных сооружений и устройств в течение продолжит, времени (до неск. лет) и обеспечение необходимой пропускной способности в этот период. При временном В. ж. д. допускается укладка кусков целых рельсов, вырубленных из разрушенных (т. и. рельсовых рубок), уменьшение норм укладки шпал, рельсовых скреплений и балласта. При восстановлении мостов используют блочные дерев, и сборноразборные надстройки опор на свайных, лежневых, ряжевых и др. фундаментах, уцелевшие части разрушенных сооружений, пакетные и сборно-разборные пролётные строения. Временное В. ж. д. проводится в 2 этапа: на первом ведут работы, позволяющие открыть движение поездов, на втором — обеспечивают заданную пропускную способность дороги. Для увеличения темпов восстановления работы развёртывают на широком фронте использованием средств механизации, блочных конструкций. Восстановление обычно ведут по типовым проектам и разработанным технол. правилам и картам. Широко используют устные ресурсы и материалы.
Временно восстановленный мост
Временно восстановленный мост: 1 — сохранившаяся часть пролётного строения: 2 — деревянная опора; 3 — инвентарное пролётное строение.
При капитальном В. ж. д. применяют нормы и технического требования на строительство , д., принятые для мирного времени. В комплекс работ при любом виде И. ж. д. входят: технического разведка, размиирование (при необходимости дезактивация и дегазация), изыскания, заготовка материалов и конструкций, сосредоточение в местах восстановления необходимых   средств, восстановление разрушенного земляного полотна, возведение исусств. сооружений, верхнего строения мути, прокладка линий связи и СЦБ, восстановление водоснабжения,   обходов, а также охрана и оборона восстанавливаемых объектов и участков ж.д.
Техн. разведка ж. д. ведётся спец. органами и подразделениями ж.-д. войск, которые обеспечивают своевременным поступление достоверных сведений об устройстве и ихн. состоянии ж. д, .о характере и объёмах разрушений железнодорожных сооружений и vcTp-в, наличии минирования, радиоактивного и хим. заражения на железных дорогах и примыкающей к ней местности, наличии местных ресурсов для восстановления ж.-д. объектов. Основным виды технического разведки — воздушная и наземная.
Малые мосты и трубы, как правило, восстанавливаются на прежней оси ж. д. Перед восстановлением мостов на прежней оси производят расчистку русла реки от разрушенных конструкций, затем восстанавливают опоры и сооружают новые, поднимают обрушенные пролётные строения и устанавливают новые, укладывают мостовое полотно. При восстановлении на обходе возводится новый мост с подходами. В разрушенных тоннелях расчищают завалы, а затем восстанавливают повреждённую часть или заменяют её обходом. На земляном полотне сначала также расчищают завалы, затем заделывают воронки и бреши, ликвидируют оборонит, сооружения. При временном В. ж. д. воронки и бреши заделываются грунтом в прежнем или пониж. уровне, при краткосрочном — допускается перекрытие бреши упрощённой деревянной эстакадой, заделка воронок   клетками.
Восстановление верхнего строения пути, разрушенного подрыванием, производится либо с макс. использованием элементов и рельсовых рубок разруш. пути, либо с укладкой полномерных рельсов взамен разрушенных. При первом способе обрабатывают торцы кусков рельсов на концах рубок, просверливают отверстия под болты, ремонтируют повреждённые рельсовые крепления, заменяют негодные шпалы. При втором способе убирают с пути, расшивают подорванные участки рельсо-шпальной решётки, годные шпалы используют, негодные заменяют (укладывают полномерные рельсы). При восстановлении пути, разруш. путеразрушителем с поломкой шпал, применяют также 2 способа: первый — с использованием сохранившихся после разрушения элементов путевой решётки и второй —  с полной её заменой. В комплекс работ входят: расчистка пути, срезка балласта (на 5-—8 см ниже постели шпал), укладка пути, частичная балластировка и выправка пути. Напр., в годы Великой Отечеств, войны при таких разрушениях восстановление пути (особенно в безлесных р-нах) велось в 2 этапа: путь укладывался на полушпалах, чередующихся с целыми шпалами, а затем полушпалы заменялись норм, шпалами, которые подвозились по краткосрочно восстановленному пути.
При возможности В. ж.д. ведут на широком фронте, что позволяет привлечь к работам максимально возможные силы и средства и ускорить темпы восстановления.

 
« Ворота и двери   Восстановление изношенных рельсов »
железные дороги