Главная >> Железнодорожный путь >> Водопропускная труба

Водопропускная труба

Водопропускная труба — искусственное сооружение, укладываемое в теле железнодорожной насыпи для пропуска водного потока при небольших расходах воды. При одинаковой строит, стоимости водопропускной трубы и малого моста преимуществами водопропускной трубы являются меньшие расходы на эксплуатацию и содержание; сохранение конструкции верхнего строения пути; меньшая чувствительность к возрастанию врем, подвижной нагрузки; поглощение (гашение) динамического воздействия врем, нагрузки в теле насыпи.
Элементы водопропускной трубы рассчитывают на действие пост, нагрузки от веса грунта и пере м. динамического воздействия от подвижного состава. Размеры отверстия водопропускной трубы определяются гидравлические расчётом; из эксплуатационных соображений диаметр принимается, как правило, не менее 1 м. Водопропускная способность трубы зависит не только от размеров отверстия, но и от формы поперечного сечения трубы, конструкции вводящих и выводящих воду устройств (оголовков), степени шероховатости русла в трубе.
Водопропускные трубы бывают напорные (вода заполняет всё сечение), полунапорные (на входе в трубу вода заполняет всё сечение, а на части длины и на выходе имеет свободную поверхность) и наиболее распространённые безнапорные (вода заполняет не всё сечение). Водопропускные трубы сооружаются из дерева, камня, бетона, железобетона, металла. По форме поперечного сечения различают водопропускные трубы овоидальные (яйцевидные), круглые, прямоугольные, каплевидные и др., по способу изготовления — сборные (сооружаются из готовых блоков, звеньев) или монолитные (изготовляются на месте строительства).
Водопропускная труба состоит из входного и выходного оголовков, звеньев и фундамента. Оголовки устраиваются на концах трубы для плавного ввода и вывода водного потока, снижения сопротивления движению воды, повышения водопропускной способности трубы и предохранения от размыва насыпи. Применяются оголовки различных типов. Портальный оголовок состоит из вертикальной стенки, расположенной параллельно оси насыпи; в оголовок входят конусы насыпи, укреплённые каменным мощением. Оголовок коридорного типа имеет две параллельные вертикальной стенки с закруглёнными концами. Воротниковый оголовок выполнен из утолщённого звена трубы, срезанного параллельно откосу насыпи. У раструбного оголовка имеются боковые стенки (откосные крылья), в верх, части срезанные по откосу насыпи. Применяются также раструбные оголовки с коническим звеном. При выборе типа оголовка учитывается его влияние на водопропускную способность трубы. В качестве входных нежелательно применение воротниковых и портальных оголовков. Наиболее выгодны по экономических и гидравлические соображениям раструбные оголовки в сочетании с первым звеном конической формы.

Получение воды для системы водоснабжения из поверхностного источника: 1 — водоём; 2 — водоприёмник; 3 — самотёчный трубопровод; 4 — береговой колодец; 5 — насосы первого подъёма; 6— станция обработки воды; 7 — резервуар чистой воды; 8 — насосы второго подъёма; 9 — водовод; 10 — водонапорная башня; 11 — разводящая сеть.
Деревянные водопропускные трубы
Деревянные водопропускные трубы (треугольные, прямоугольные и трапециевидные) рекомендуются лишь для врем, использования. Металлические гофрированные трубы изготовляют на заводах из стального листа толщиной 2 мм с шагом волны 60 мм. Гибкие и лёгкие, воспринимающие значительные нагрузки, такие трубы легко монтируются на месте. В большинстве случаев фундаменты устраиваются только под оголовками. Недостатки таких труб — необходимость применения спец. антикоррозийных сортов стали и спец. оборудования для их изготовления. В основном водопропускные трубы строят из сборных бетонных и железобетонных блоков, сборные звенья которых имеют овоидальное, круглое или прямоугольное сечение. Наиболее распространены железобетонные круглые трубы с внутреннего диаметром 0,5—2 м. Звенья таких труб выполняются в виде колец диаметром 1—2 м. Звенья прямоугольного поперечного сечения применяются в водопропускных трубах с отверстиями от 1 до 4 м. Укладка труб под ж.-д. насыпями без фундаментов не рекомендуется. Под оголовками фундаменты должны иметь более мощную конструкцию, чем под звеньями, т. к. основание оголовков не защищено от промерзания и подвержено воздействию воды. Применяется наружная обмазочная или оклеечная гидроизоляция.

 
« Водоотлив котлованов мостов и подпорных стен   Водораздельный ход трассы »
железные дороги