Главная >> Железнодорожный путь >> Уплотнение грунта при производстве земляных работ

Уплотнение грунта при производстве земляных работ

Современные технические условия требуют отсыпки насыпей горизонтальными слоями толщиной не более 30 см, с расчетом, что машины, транспортирующие грунт, будут следовать не по одной колее, и для лучшего уплотнения грунта будут проходить по всей ширине насыпи. Для лучшего уплотнения в тех случаях, когда, по мнению технического надзора, это необходимо, технические условия обычно содержат также требование об укатке каждого слоя катками с поливкой в необходимых случаях грунта и с перемешиванием его боронами для получения оптимальной влажности.
Одна железная дорога на крупном строительном объекте содержала специалиста по анализам грунтов, задачей которого являлось обеспечить уплотнение грунта не менее чем в 95% от оптимального. Этот технический эксперт работал на протяжении всего времени работ и был снабжен хорошо оборудованной полевой лабораторией. Используя его рекомендации о необходимости полива грунта и количестве проходов катков, железной дороге удалось построить насыпь, оседания которой вследствие уплотнения как грунта самой насыпи, так и грунта основания практически не произошло.
Оседание насыпей вследствие уплотнения грунта тела насыпи и осадки грунта основания. Оседание насыпей вследствие уплотнения грунта в теле насыпи и осадка грунта основания представляют собой ясно различимые и различные по величине явления. Величина оседания при уплотнении измеряется разницей в объеме грунта в выемке и окончательном объеме, который занимает этот же грунт в насыпи после ее стабилизации, учитывая, что последний объем меньше; в некоторых случаях, однако, этот объем в результате разрыхления грунта больше, например, при отсыпке насыпи из скальных обломков объем рыхлого грунта в насыпи больше, чем в твердом теле. Величина оседания при уплотнении зависит от рода грунта, способа его уплотнения и нагрузки от подвижного состава. Оседание будет наименьшим для твердой невыветривающейся скалы или гравия и наибольшим для некоторых глин, которые не только уменьшаются в объеме при уплотнении, но также в значительной степени вымываются вследствие эрозии откосов. Суглинки же хотя и обладают заметной уплотняемостью, но подвергаются размыву в значительно меньшей степени благодаря тому, что они легко покрываются растительностью. Во всех случаях отсыпки насыпей из мерзлых грунтов происходят большие осадки, поэтому работ в зимнее время следует избегать. Значительные оседания насыпей происходят также при отсыпке их с эстакады, однако, если грунт разравнивается слоями с одновременным искусственным уплотнением трамбовкой или катками, размеры осадки заметно снижаются.
Величина осадки грунта основания определяется величиной погружения грунта насыпи ниже поверхности земли. Размеры таких осадок изменяются в зависимости от рода основания: на скальном грунте они практически равны нулю, на песчаном или гравийном основании относительно невелики и достигают наибольшей величины на болотах, заболоченных низинах или на местности, покрытой водой. Так как относительная величина осадки низких насыпей больше, чем высоких, и увеличивается при грунтах, подверженных затоплению, AREA отмечает, что в этих случаях размеры осадки насыпей могут быть снижены путем особенно тщательного выполнения строительных работ. Там, где ожидается значительная осадка грунтов основания, необходимо произвести их исследование на достаточную глубину путем отбора и анализа образцов грунта. Размер ожидаемой осадки для глинистых грунтов вследствие их уплотнения AREA определяет до 10% от высоты насыпи, возможное же увеличение объема скального грунта против объема скалы в твердом теле следует определять в зависимости от местных условий, характера горных пород и способа отсыпки насыпи.

Повышение несущей способности торфяных оснований.

Интересным методом стабилизации неустойчивых грунтов основания, предусматривающим использование законов механики грунтов, является применяемый многими железными дорогами метод повышения несущей способности торфа под высокими насыпями вместо применявшегося ранее переноса трассы линии для обхода болота. Последовательный ход выполнения работы состоит в следующем: на поверхность болота под будущей насыпью отсыпают слой леска; ниже этого слоя в торфе устраивают песчаные сваи; поверх песчаного слоя отсыпают насыпь из грунта и нагружают ее дополнительной отсыпкой грунта выше профильных отметок с таким расчетом, чтобы выжать воду из торфа через вертикальные песчаные дрены и песчаное покрытие на поверхность болота, откуда она отводится канавами. После этого устраивают дощатый настил, устанавливают контрольные реперы и пьезометры для наблюдения за осадками насыпи и грунта основания; убедившись, что осадки прекратились, удаляют пригрузку. Этот метод позволяет применять современные землеройные и транспортные машины и обеспечивает сооружение устойчивых насыпей, не требующих подсыпок в будущем.
Оплата земляных работ. Стоимость 1 куб. ярда переработки грунта зависит от характера и объема работ, рода грунта, его доступности для разработки, дальности транспортировки, времени года, размеров площади для укладки вынутого грунта, требуемой степени уплотнения насыпи и в некоторых случаях от возможностей найма рабочих и наличия необходимых механизмов. Стоимость уплотнения грунта укаткой для получения требуемой плотности и стоимость поливки его водой для получения оптимальной влажности обычно оплачивается дополнительно к договорной цене на разработку и отсыпку грунта.

 
« Укрепление берегов и откосов насыпей одеждой   Упорки стрелочные »
железные дороги