Главная >> Железнодорожный путь >> Тоннель метрополитена

Тоннель метрополитена

Тоннель метрополитена

Тоннель метрополитена — подземное сооружение внеуличной городской железной дороги, протяжённость которого значительно превышает поперечные размеры. По назначению тоннели метрополитена делятся на перегонные, станционные, эскалаторные, служебные ветки, пересадочные, вентиляционные. Тоннели метрополитена бывают однопутные, двухпутные и многопутные. По глубине расположения различают тоннели метрополитена мелкого и глубокого заложения, по способу производства работ — закрытого и открытого типов (см. Тоннелестроение).
Перегонные тоннели (см. рис.) соединяют станции метрополитена. При глубоком заложении, а также при мелком заложении и закрытом способе работ сооружают обычно два параллельных однопутных перегонных тоннеля кругового поперечного сечения, при мелком заложении и открытом способе работ — один двухпутный тоннель прямоугольного сечения.
Перегонный тоннель
Перегонный тоннель с обделкой из железобетонных блоков.
Виутр. размеры поперечного сечения перегонных тоннелей на линиях отечественных метрополитенов регламентируются габаритом проезда в тоннеле. Для безопасного обслуживания тоннеля метрополитена предусматривается пешеходная дорожка с одной его стороны. Перегонные тоннели метрополитена обычно прокладывают по кратчайшим расстояниям между станциями. Ср. длина перегонного тоннеля метрополитена составляет в центре города 800—1500 м, на окраинах — 1500—2000 м. Минимальный радиус кривых в плане принимают равным 600 м, в трудных условиях допускается 300 м. Продольный профиль пути проектируют для перегонных тоннелей метрополитена с уклоном не менее 30% и не более 40%.
По конструкции различают перегонные тоннели метрополитена со сводчатой обделкой тоннеля и тоннели с плоскими перекрытиями. Тоннели метрополитена могут быть Одно- и двухсводчатые, одно-, двух- и многопролётные. Обделки перегонных тоннелей метрополитена— замкнутые конструкции — выполняются либо сборными из ж.-б. и бетонных элементов или чугунных тюбингов, либо монолитными из железобетона и бетона.
В отечественном метростроении в конструкциях перегонных тоннелей глубокого заложения широко распространены унифицированная сборная железобетонная обделка и чугунная тюбинговая обделка с внутреннего диаметром 5,1 м.
В тоннелях метрополитена мелкого заложения нашла применение сборная железобетонная обделка из четырёх плоских элементов и прямоугольная цельносекционная обделка в виде замкнутого готового звена тоннеля.
Для защиты от поверхностных и подземных вод устраивают наружную или внутреннего гидроизоляцию в бетонных и ж.-б. обделках, герметизируют стыки, отверстия бетонных болтовых соединений и отверстия для нагнетания раствора в чугунных тюбинговых обделках, а также нагнетают за обделку цементно-песчаный или спец. растворы (например, бентонитовой глины). В нескальных обводнённых породах, а также в скальных при гидростатическом давлении св. 100 кПа используют чугунные обделки, обеспечивающие полную герметизацию тоннеля. Для удаления воды, проникающей в тоннель метрополитена, устраивают систему водоотвода, включающую самотечные лотки и трубы, приёмные колодцы и насосные водоотливные установки.
В перегонных тоннелей метрополитена размещают главные пути с нижним и верхним строением, контактный рельс для снабжения электропоездов электрическое энергией, светильники рабочего и аварийного освещения, обеспечивающие освещённость на уровне головки рельса 10 лк, кабели и приборы силовых и осветит, сетей и устройств связи, автоматики и телемеханики, трубы водоснабжения. В тоннелях устраивают при- точно-вытяжную тоннельную вентиляцию с механическая побуждением. Вентиляционные установки размещают в ср. части каждого перегона и по одной на станции. При летнем режиме проветривания чистый воздух нагнетается вентиляционной установками, расположенными на станциях, а при зимнем — расположенными на перегонах.
Станционные тоннели как самостоятельные тоннельные сооружения встречаются в конструкциях трёхсводчатых пилонных и колонных станций метрополитена глубокого заложения. Располагаются в основные на прямолинейных участках линии. Наиболее распространены станционные Т.м. с поперечным сечением кругового очертания и обделкой из чугунных тюбингов или железобетонных блоков. Их диаметр превышает диаметр перегонных тоннелей метрополитена прибл. в 1,5 раза и составляет на отечеств, метрополитенах 8,5 и 9,5 м. Станционный тоннель метрополитена состоит из среднего и двух боковых тоннелей, поперечные размеры которых определяются габаритом приближения строений, принятым в метрополитене. В станционных тоннелях метрополитена сооружают также посадочные платформы, путевые и подплатформенные стены, водозащитные зонты и т. п.; в боковых тоннелях размещаются главные пути. Сооружение тоннелей осуществляют щитовым или преим. эректорным способами.
Эскалаторный тоннель служит для связи станции метрополитена с поверхностью и обычно имеет наклон 30°. Диаметр его определяется числом размещаемых эскалаторов (от 2 до 4). Эскалаторный тоннель метрополитена пересекает, как правило, напластования водоносных и часто неустойчивых грунтов, поэтому его обделку выполняют из чугунных тюбингов. Внутри эскалаторного тоннеля монтируют стальные фермы, опирающиеся на сборные ж.-б. опоры. Верх, частью эскалаторный тоннель примыкает к машинному помещению вестибюля, нижней —  к натяжной камере. Проходка эскалаторного Т.м. ведётся эректорным способом обычно с замораживанием грунтов.
Служебные ветки предназначены для соединения между собой линий метрополитена и для связи с наземными электродепо. По поперечному сечению и конструкции они не отличаются от перегонных тоннелей метрополитена При их сооружении допускается использование кривых радиусом до 150 м.
Пересадочные тоннели соединяют пересадочные станции и служат для прохода пассажиров. Размеры их поперечного сечения зависят от пассажиропотоков. Обделка может быть выполнена из монолитного бетона и железобетона, сборных железобетонных блоков или из чугунных тюбингов.

 
« Тоннель   Тоннель-кессон »
железные дороги