Главная >> Железнодорожный путь >> Техническое обслуживание централизованных стрелок

Техническое обслуживание централизованных стрелок

Оглавление
Техническое обслуживание централизованных стрелок
Взаимодействие подвижного состава и элементов стрелки
Технические требования к стрелкам и стрелочным электроприводам
Устройства автоматики на централизованных стрелках
Совершенствование конструкции стрелок и стрелочных приводов
Разрегулировка зазора между остряком и рамным рельсом
Влияние различных факторов на зазор между остряком и рамным рельсом
Упругие деформации элементов стрелочной гарнитуры
Изменение зазора между остряком и рамным рельсом под движущимся поездом
Причины отказов централизованных стрелок
Обоснование допустимого зазора между остряком и рамным рельсом
Расчет максимальной толщины прокладки между остряком и серьгой
Определение тока нормального перевода и тока при работе электродвигателя на фрикцию
Допуски на регулировку контрольных тяг
Обслуживание централизованных стрелок
Регулирование централизованных стрелок
Ремонт электроприводов централизованных стрелок
Устройства контроля плотности прилегания остряка к рамному рельсу
Повышение надежности электроприводов стрелок ЭЦ

Производственное издание
Федотов Александр Евгеньевич, Качмарская Ольга Казимировна

обслуживание централизованных стрелок

Глава 1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ПО СТРЕЛКАМ

  1. Стрелочные переводы и их элементы

Стрелочные переводы предназначены для соединения путей друг с другом. Их можно классифицировать по: назначению (числу и расположению соединяемых путей); взаимному расположению; типам рельсов; маркам крестовины.
По назначению стрелочные переводы подразделяют на одиночные и двойные. Кроме обыкновенных одиночных стрелочных переводов, они могут быть симметричными, несимметричными разносторонними, несимметричными; односторонними и перекрестными. К стрелочным переводам, получившим наибольшее распространение, относятся обыкновенные одиночные несимметричные и двойные перекрестные стрелочные переводы (рис. 1).
По взаимному расположению стрелочные переводы могут быть встречные, попутные, обратные, съезды, стрелочные улицы под углом крестовины, стрелочные улицы на основном пути, веерные (рис. 2).
Обыкновенный стрелочный перевод (рис. 3) состоит из стрелки с переводным механизмом, из соединительных путей и крестовинного узла.
Стрелку образуют два рамных рельса 1 и 7, два подвижных остряка 2, два комплекта корневых устройств и соответствующие скрепления. Физический конец тонкой части остряка называется острием, а противоположный — корнем остряка. Остряки бывают прямолинейные и криволинейные.
типы стрелочных переводов
Рис. 1. Основные типы стрелочных переводов:
а — одиночный обыкновенный (правый или левый); б — одиночный симметричный; в— одиночный несимметричный разносторонний; г — одиночный несимметричный односторонний; д — двойной перекрестный

Схемы расположения различных стрелочных переводов
Рис. 2. Схемы расположения различных стрелочных переводов:
а — встречные; б — попутные; в — обратные; г — съезд; д — стрелочная улица под углом крестовины; е — стрелочная улица на  основном пути; ж — веерные

В существующих стрелках обыкновенного перевода прямолинейный остряк ведет на прямое направление, а криволинейный — на боковое. Угол, составленный рабочей гранью рамного рельса и касательной к рабочей грани криволинейного остряка (в точке перекатывания колеса с рамного рельса на остряк), называется углом удара.
Переводной механизм 8, служащий для перевода остряков стрелки из одного положения в другое, может быть ручным, механическим, электрическим и пр. Для защиты тяг переводного механизма от свисающих с подвижного состава предметов на главных путях укладываются отбойный брусья.
Соединительные пути состоят из рельсов наружных нитей (от рамных рельсов до конца перевода) и из рельсов внутренних нитей (от корня остряков до крестовины).
Устройство   стрелочного перевода
Рис. 3. Устройство обыкновенного стрелочного перевода

Крестовинный узел состоит из сердечника 5, двух усовиков 4, двух контррельсов 3 и 6 и соответствующих скреплений. В одиночных стрелочных переводах крестовины имеют острый угол и называются острыми. В перекрестных стрелочных переводах и глухих пересечениях встречаются тупые крестовины. Точка пересечения рабочих граней сердечника называется математическим центром крестовины, а тангенс угла крестовины — маркой крестовины.     
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ) на главных и приемо-отправочных путях укладывают стрелочные переводы с марками крестовины не круче 1/11. Перекрестные переводы и стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути, могут иметь крестовины марки 1/9. Для движения поездов по боковому (ответвленному) пути с повышенными скоростями используют переводы с маркой крестовины 1/18. За рубежом встречаются еще более пологие остряки с маркой крестовины 1/33, а во Франции — даже 1/65.
Переводы с маркой крестовины 1/6 укладывают на горочных путях. Это в основном одиночные симметричные переводы.
Место изгиба усовиков, где расстояние между ними наименьшее, называется горлом крестовины. От горла крестовины до ее острия рабочие грани обоих направлений прерываются. Это место крестовины называют вредным (мертвым) пространством. Правильное направление колес на этом участке обеспечивается контррельсами. По конструкции крестовины делятся на сборные с литым сердечником и цельнолитые. Все большее распространение получают крестовины с подвижным сердечником.
Тип стрелочного перевода определяется типом рельсов. Наибольшее распространение на сети железных дорог нашли стрелочные переводы типов Р50 и Р65 марок 1/11 и 1/9, которые составляют около 80% всех стрелок. Эксплуатируют стрелочные переводы типа Р43, готовят к широкому применению стрелочные переводы типа Р75. Всего на сети железных дорог эксплуатируют более 350 тыс. стрелочных переводов, из них 220 тыс. стрелок управляются электроприводами.



 
« Технические условия на сооружение земляного полотна   Типовые профили балластной призмы »
железные дороги