Главная >> Железнодорожный путь >> Техническое обслуживание централизованных стрелок

Устройства автоматики на централизованных стрелках - Техническое обслуживание централизованных стрелок

Оглавление
Техническое обслуживание централизованных стрелок
Взаимодействие подвижного состава и элементов стрелки
Технические требования к стрелкам и стрелочным электроприводам
Устройства автоматики на централизованных стрелках
Совершенствование конструкции стрелок и стрелочных приводов
Разрегулировка зазора между остряком и рамным рельсом
Влияние различных факторов на зазор между остряком и рамным рельсом
Упругие деформации элементов стрелочной гарнитуры
Изменение зазора между остряком и рамным рельсом под движущимся поездом
Причины отказов централизованных стрелок
Обоснование допустимого зазора между остряком и рамным рельсом
Расчет максимальной толщины прокладки между остряком и серьгой
Определение тока нормального перевода и тока при работе электродвигателя на фрикцию
Допуски на регулировку контрольных тяг
Обслуживание централизованных стрелок
Регулирование централизованных стрелок
Ремонт электроприводов централизованных стрелок
Устройства контроля плотности прилегания остряка к рамному рельсу
Повышение надежности электроприводов стрелок ЭЦ

К устройствам СЦБ на стрелках, обслуживание которых должны осуществлять работники дистанции сигнализации и связи, относятся стрелочный привод, гарнитура с элементами ее крепления и электрической изоляции, стрелочная коробка и кабельная муфта.
Стрелочные приводы предназначены для перевода, запирания и контроля положения централизованных стрелок.

Тип электропривода

Типы электродвигателей

Напряжение, В

Максимальное

Переда
точное
число
редуктора

тяговое
усилие,
кН

время перевода, с

СП-3

МСП-0,25

30, 100, 160

6,0

7,0

70,5

МСП-0,15

30, 110, 160

6,0

7,0

70,5

МСТ-0,25

127, 220

6,0

7,0

70,5

СП-6

МСП-0,25

30, 100, 160

6,0

7,0

70,5

МСП-0,15

30, 110, 160

6,0

7,0

70,5

МСТ-0,25

127, 220

6,0

7,0

70,5

МСТ-0,3; МСТ-0,6

110, 190

6,0

7,0

70,5

СП-8

МСТ-0,3
МСТ-0,6

110, 190

6,0

7,0

70,5

СПВ-6

МСП-0,25; МСП-ОЛ

30, 100, 160

3,0

5,0

54,9

МСТ-0,25

127, 220

3,0

5,0

54,9

СПГ-3

МСП-0,25

100

2,0

0,6

35,7

Их классифицируют по виду потребляемой энергии (электрические, электропневматические и электрогидравлические), по виду запирания стрелки (с внутренним и внешним запиранием), по виду восприятия взреза стрелки (взрезные и невзрезные), по времени перевода стрелки (быстродействующие, нормальнодействующие и медленнодействующие), а также по виду коммутации контрольных и рабочих цепей (контактные и бесконтактные).
На сети дорог в основном применяют невзрезные нормальнодействующие электроприводы с внутренним запиранием и контактным способом коммутации рабочих и контрольных цепей.
На стрелках электрической и диспетчерской централизаций используют невзрезные электроприводы постоянного и переменного тока типов СП-3 и СП-6, электропривод переменного тока типа СП-8; взрезные электроприводы постоянного и переменного тока типа СПВ-6 (в основном в маневровых районах станций).
Таблица 3


Характеристики

Значения характеристик при номинальном напряжении, В

30/30

110/100 (200)

160/160

Номинальная мощность, кВт

0,15/0,25

0,15/0,25 (0,55)

0,15/0,25

Потребляемый ток, А, не более

7,7/12,5

2,2/3,3 (3,6) 860/1700 (3600)

1,5/2,5 850/1700

Частота вращения, об/мин

850/1460

 

1,67/1,47 (1,47)

1,67/1,47

Вращающий момент на валу, Н-м

1,67/1,47

К. п. д. не менее

0,58/0,6

0,55/0,7 (0,8)

0,56/0,7

Примечание. В числителе значения для электродвигателя типа МСП-0,15, а в знаменателе — для электродвигателя типа МСП-0,25.

На стрелках горочной централизации, а при необходимости и на стрелках маневровых районов станций предусматривают быстродействующие несрезные электроприводы постоянного тока типов СПГ-3 и СПГ-3М, намечается серийный выпуск электроприводов типов СП ГБ-4 и СПГБ-4М с бесконтактной коммутацией рабочих и контрольных цепей стрелки.
Основными элементами электропривода являются электродвигатель, редуктор с фрикционом (фрикционной муфтой), автопереключатель, шибер, контрольные линейки, блокировочное устройство, устройство обогрева и освещения. Ряд особенностей, связанных с режимом и условиями работы стрелок, потребовали специальных электродвигателей в стрелочных электроприводах. Применяют электродвигатели постоянного тока типов МСП-0,1; МСП-0,15; МСП-0,25 и асинхронные трехфазного тока с короткозамкнутым ротором типов МСТ-0,25; МСТ-0,3 и МСТ-0,6. Цифра в обозначении типа электродвигателя указывает номинальную мощность в киловаттах.
Основные характеристики применяемых электроприводов приведены в табл. 2. Номинальные параметры электродвигателей постоянного тока приведены в табл. 3, а номинальные параметры электродвигателей переменного тока — в табл. 4.
Конструкция электроприводов и их элементов подробно описана в [10].
Гарнитура предназначена для установки стрелочных электроприводов и монтируется на рамных рельсах в соответствии с габаритом приближения строений С. Она состоит из двух фундаментных угольников (рис. 8), на которых крепится электропривод; связной полосы, скрепляющей угольники друг с другом и со стрелочными брусьями; рабочей, стрелочной и контрольных тяг для соединения шибера и контрольных линеек электропривода с серьгами остряков; элементов крепления фундаментных угольников к рамным рельсам, тяг к серьгам остряков, шиберу и контрольным линейкам; элементов изоляции в узлах крепления гарнитуры к рамным рельсам и острякам.
Конструкция гарнитуры зависит от способа крепления рабочей и контрольных тяг к остряку, от типа стрелочного перевода (обыкновенный одиночный, перекрестный и др.), а также от типа устанавливаемого электропривода.
Применяется только раздельное крепление рабочей и контрольных тяг, для чего на остряке рядом расположены две серьги: ближняя к торцу остряка предназначена для крепления контрольной тяги, дальняя — для крепления рабочей тяги. Такое крепление тяг исключает возможность появления ложного контроля при отсоединении рабочей тяги от остряка. Подробные сведения о типах гарнитур содержатся в [10].
Фундаментные угольники располагаются над соседними шпальными ящиками и крепятся к рамным рельсам с помощью четырех угольников (см. рис. 8,а и б). Фундаментные угольники соединены связной полосой (см. рис. 8, в), которая крепится шестью шурупами к стрелочным брусьям. Крепление привода четырьмя болтами к фундаментным угольникам совместно со связной полосой обеспечивают жесткость каркаса гарнитуры.
Таблица 4


Характеристики

Значение характеристик для электродвигателей типов

МСТ-0,25

МСТ-0,3

МС Т-0,6

Напряжение питания, В

220/127

190/110

190/110

Частота, Гц

50

50

50

Потребляемый ток, А

1,4/2,4

2,1/3,6

2,8/4,85

Мощность, Вт

200

300

600

Вращающий момент, Н-м

1,57

3,43

2,37

Частота вращения, об/мин

1250±125

850±42,5

2850±285

К. п. д. не менее

0,59

0,66

0,69

cos φ

0,78

0,72

0,84

Крепление стрелочной гарнитуры
Рис. 8. Крепление стрелочной гарнитуры (а), фундаментных угольников к рамным рельсам (б), связной полосы к стрелочным брусьям (в);
1 — электропривод; 2 — фундаментный угольник; 3 — дополнительный угольник; 4 — связная полоса; 5 — стопорные плавки с подогнутыми концами; 6 — изолирующая втулка; 7— металлическая пластина; 8 — контргайка; 9 — угольник; 10 — изолирующая прокладка; 11 — шурупы; 12 — болты; 13 — контрольные тяги; 14 — рабочая тяга

Остряки соединены между собой стрелочной тягой, которую крепят к острякам с помощью серег (рис. 9). К ушку стрелочной тяги крепят рабочую тягу. Рабочую тягу соединяют с шибером через шарнир (рис. 10), который имеет два взаимно перпендикулярных паза и два отверстия для осей (пальцев), соединяющих шарнир с рабочей тягой и шибером.
Связь контрольных линеек с остряками осуществляется короткой 1 и длинной 2 контрольными тягами (рис. 11, а). С обеих сторон тяги имеют проушины. Тяги кренят к серьгам остряка и линейкам с помощью осей (рис. 11,6 и в).

Креплёные стрелочной тяги к остряку
Рис. 9. Креплёные стрелочной тяги к остряку:
1 — изолирующая прокладка; 2 — изолирующая втулка; 3— контргайка; 4 — стрелочная тяга; 5 — ушко; 6 — закрутка диаметром 4 mm; 7 —серьга; 8 — рабочая тяга
Крепление рабочей тяги к шиберу
Рис. 10. Крепление рабочей тяги к шиберу:
а — эскиз рабочей тяги; б— крепление тяги с шарниром; 1 — впрессованные втулки; 2 — шибер; 3 — закрутки диаметром 4 мм; 4 — рабочая тяга; 5 — шарнир

В соединениях стрелочной и контрольных тяг с серьгами остряков (см. рис. 9, 11) и фундаментных угольников с рамными рельсами (см. рис. 8,б) имеются элементы изоляции — прокладки из фибры и фибровые втулки, надеваемые на болты. Используются также прокладки и втулки из стеклотекстолита.
К самым ответственным элементам стрелочной гарнитуры относятся болтовые соединения. Для исключения их развинчивания от вибрации, создаваемой проходящими по стрелке поездами, используют контргайки (см. рис. 8— 11), закрутки (см. рис. 9—11) и стопорные планки с подогнутыми вдоль гайки концами (см. рис. 8, а и б).

Крепление контрольных тяг
Рис. 11. Крепление контрольных тяг: а — эскизы короткой и длинной контрольных тяг; б — крепление тяги к остряку; в — крепление тяги к контрольным линейкам; 1 и 2 — соответственно короткая и длинная контрольные тяги; 3 — контргайка; 4 — закрутка диаметром 4 мм; 5 — контрольная линейка; 6 — рамный рельс; 7 — остряк
Способы защиты от рассоединения тяг
Рис. 12. Способы защиты от рассоединения тяг: а — проволочная связь осей стрелочной и контрольных тяг; б — поперечная планка на контрольных линейках; 1 — стрелочная тяга; 2 — проволочная связь; 3 — контрольная тяга; 4 — корпус электропривода; 5 — шибер; 6 — металлическая соединительная планка; 7 — контрольные линейки

Проволочная связь 2 осей, соединяющих в гарнитурах электроприводов типов СП-3, СП-6, СП-8 стрелочную 1 и контрольную 3 тяги с соответствующими серьгами (рис. 12, а), служит защитой от ложного контроля при отсоединении тяги от остряка. В этом случае дежурный по станции, переводя стрелку, не получит контроля окончания перевода. При переводе стрелки в исходное положение и отсутствии проволочной связи может быть получен контроль окончания перевода, несмотря на обрыв тяги. Проволочная связь при первом переводе стрелки внесет рассогласование в перемещение стрелочной и контрольных тяг, а возвращение стрелки в исходное состояние исключит, контроль окончания перевода. Для аналогичной цели в электроприводах типа СП-6 имеется металлическая соединительная планка 6 между ушками контрольных линеек 7 (рис. 12,б).
Стрелочная коробка (рис. 13) служит для размещения реле и приборов схемы управления электроприводом, расположенных непосредственно у стрелки, а также для разделки стрелочного кабеля.
Приборы стрелочной коробки и муфты
Рис. 13. Приборы стрелочной коробки и муфты типа УПМ при двухпроводной схеме управления спаренными стрелками

При двухпроводной схеме управления стрелкой в стрелочной коробке расположены реверсирующее реле Р с резистором 18 кОм, а при управлении одиночной стрелкой — и блок БВС (выпрямительный столбик с резистором сопротивлением 1 кОм). При четырехпроводной схеме стрелки в стрелочной коробке монтируется контакт местного управления и звонок.
При трехпроводной схеме управления стрелкой с трехфазным двигателем и местным реверсированием в стрелочной коробке размещают фазочувствительное реверсирующее реле. В стрелочной коробке располагают трансформатор типа ПОБС-5А, необходимый для электрообогрева группы электроприводов.
В качестве стрелочной коробки используют путевые трансформаторные ящики типа ТЯ-1 с девятью или 15 двухконтактными клеммами или типа ТЯ-2 с девятью двухконтактными клеммами, а также путевой ящик с контактом местного управления, имеющий 15 двухконтактных клемм.
Кабельную муфту типа УПМ-24 используют для разделки стрелочного кабеля и подключения его к электроприводу второй по последовательности перевода спаренной стрелки. В кабельной муфте за счет изъятия двух из имеющихся там четырех семиштырных клемм располагается выпрямительный блок БВС.



 
« Технические условия на сооружение земляного полотна   Типовые профили балластной призмы »
железные дороги