Главная >> Железнодорожный путь >> Техническое обслуживание централизованных стрелок

Регулирование централизованных стрелок - Техническое обслуживание централизованных стрелок

Оглавление
Техническое обслуживание централизованных стрелок
Взаимодействие подвижного состава и элементов стрелки
Технические требования к стрелкам и стрелочным электроприводам
Устройства автоматики на централизованных стрелках
Совершенствование конструкции стрелок и стрелочных приводов
Разрегулировка зазора между остряком и рамным рельсом
Влияние различных факторов на зазор между остряком и рамным рельсом
Упругие деформации элементов стрелочной гарнитуры
Изменение зазора между остряком и рамным рельсом под движущимся поездом
Причины отказов централизованных стрелок
Обоснование допустимого зазора между остряком и рамным рельсом
Расчет максимальной толщины прокладки между остряком и серьгой
Определение тока нормального перевода и тока при работе электродвигателя на фрикцию
Допуски на регулировку контрольных тяг
Обслуживание централизованных стрелок
Регулирование централизованных стрелок
Ремонт электроприводов централизованных стрелок
Устройства контроля плотности прилегания остряка к рамному рельсу
Повышение надежности электроприводов стрелок ЭЦ

Технология регулировочных работ
Проверка и регулировка плотности прилегания остряка к рамному рельсу. Инструкция ЦШ/3820 содержит требования к проверке и регулировке плотности прилегания остряка к рамному рельсу. В практике встречаются трудности в выполнении этих требований. Для того чтобы их решать, нужно уметь четко определять причину неплотного прилегания остряка к рамному рельсу и знать способы регулировки зазора. Другими словами, технология должна решать две задачи: как и какие измерения нужно выполнить, чтобы установить причину разрегулировки зазора; как устранить эту причину.
Причиной разрегулировки зазора могут быть люфты в соединениях тяг, уширение колеи, упругие деформации в гарнитуре, упругое смещение (отжим) рамного рельса. Определить влияние каждого из этих факторов можно с помощью диагностического комплекса работ на стрелке (рис. 43).
При выполнении комплекса нужно установить следующее:
ι1 — ширину колеи у острия остряков, мм;
12 — ширину колеи у острия остряков при переводе стрелки с закладкой шаблона нормативной толщины, мм;
lнорм — норму на ширину колеи у остряков для данной стрелки, мм;
Δπ—предельный зазор между остряком и рамным рельсом при отжиме остряка ломиком, мм;
Δт—максимальную толщину шаблона, при которой стрелка замыкается, мм;
Δφ—зазор между остряком и рамным рельсом в статическом состоянии (без перевода и отжима остряка) в максимально прижатом положении остряка, мм;
Iн, Iф—соответственно токи нормального перевода и при работе на фрикцию (измеряются при переводе стрелки на «+» и на «—»), А;
Iн.норм — нормативное значение тока нормального перевода, А.
Значение U измеряет работник пути, а значения L2, Δш, Δш, Δφ, Iш, Iф измеряют работники дистанции сигнализации и пути совместно. По данным измерений вычисляют:
Δπ — смещение остряка из-за люфтов, мм;
Δуш — уширение колеи, мм;
Δупрр—упругое смещение рамного рельса при закладке шаблона под действием усилия на шибере, мм;
Δупрг—составляющую зазора Δш, вызванную упругими деформациями в гарнитуре при закладке шаблона под действием усилия на шибере, мм.
В случае если Δп=4 мм, стрелка имеет одну из следующих неисправностей: велики люфты в соединениях тяг; имеется уширение колеи; неправильно отрегулировано положение прижатого остряка (за счет допусков на изготовление тяг); имеются повреждения стрелки (изгиб остряка и пр.), которые определяют работники пути.
Смещение остряка из-за люфтов в соединениях тяг Δл = = ΔП—Δф. При Δл=1,5 мм следует заменить оси и втулки.
Целесообразность этого видна из следующего. На сети дорог среднее значение смещения остряка из-за люфтов Δл = 0,4 мм. При Ал — 2,0-ξ-2,5 мм не выполнялось бы требование к Δщ по причине значительного влияния величины Δупр г.
Диагностика неисправностей стрелки
Рис. 43. Диагностика неисправностей стрелки

Поэтому в практике целесообразно ограничить суммарные люфты значением 1,5 мм при сохранении существующих допусков в отдельных соединениях тяг.
При Δл<1,5 мм и Δуш=2 мм следует отрегулировать длину тяг, в том числе их заменой. Можно установить дополнительную металлическую прокладку между серьгой и остряком. При этом суммарная толщина прокладок не должна превышать 7 мм. При Δуш>2 мм необходимо перешить колею.
Если при закладке максимально допустимого шаблона стрелка замыкается, но зазор Δπ<4 мм, то проводят анализ соотношения токов нормального перевода и фрикции с нормой на ток нормального перевода.
Придля того чтобы уменьшить переводное усилие, необходимо почистить стрелку, смазать подушки, обеспечить нормативное прилегание остряка к подушкам, проверить и отрегулировать затянутость болтов корневого крепления остряка, устранить горизонтальный изгиб остряка, если он обнаружен. При1,3 следует отрегулировать фрикционное сцепление.
Если эти меры не дали результата, то необходимо определить упругие смещения рамного рельса. О наличии отбоя рамного рельса можно судить по разности l1-l2/ Если l2-l1 <1 мм, необходимо вычислить Δупрр=Δупр—Δупрг·
Для электроприводов постоянного тока величину Δупрг определяют в зависимости от тока фрикции для каждого типа стрелочного перевода и типа электродвигателя по табл. 16 и 17.
У электроприводов переменного тока ток фрикции незначительно отличается от тока нормального перевода, и по нему нельзя судить об усилии на шибере и величине Δупрг. Для этих электроприводов следует измерить усилие на шибере F с помощью динамометра и далее по зависимости Δупрг=f(F) (см. рис. 18) можно определить значение Δупрг.
Учитывая высокую погрешность определения силы F по току Iф, целесообразно использовать динамометр и для электроприводов постоянного тока.
При ΔупрР>0,7-1,0 мм следует укрепить рамный рельс. Если и это не дало результата, то следует уменьшить предельный зазор Δп (несмотря на то, что он удовлетворяет норме).
Для предупреждения развития люфтов в соединениях тяг целесообразно заменять оси и втулки в соединениях тяг в плановом порядке со следующей периодичностью: при размерах движения по стрелке более 200 пар в сутки — один раз в год, от 100 до 200 пар в сутки — один раз в 2 года, и менее 100 пар в сутки — один раз в 5 лет.
Ширину колеи l1 и 12 измеряют у острия остряков путеизмерительным шаблоном. При измерении ширины колеи с закладкой шаблона нормативной толщины следует отметить наибольшее значение ширины колеи на шкале путеизмерительного шаблона, поскольку при работе на фрикцию усилие на шибере несколько снижается. Для более точной оценки разности l2—l1 оба измерения проводят при однократной установке шаблона.
Таблица 16


Ток /, А

Значение Δупрг,мм2 для электродвигателей МСП-0,15-160 В в зависимости от типа стрелочного перевода

Р43-1/9

Р50-1/9

1,5

1,38

1,42

1,6

1,51

1,56

1,7

1,65

1,70

1,8

1,79

1,84

1,9

1,92

1,98

2,0

2,06

2,13

2,1

2,20

2,27

2,2

2,34

2,41

2,3

2,48

2,55

2,4

2,61

2,69

2,5

2,75

2,83

Ток I, А

Значение Δупр г, мм, для электродвигателей МСП-0,25-160 В в зависимости от типа стрелочного перевода

Ρ50-Ι/11

Р65-1/11

Р75—1/11

Р65—1/11 с гибкими остряками

2,0

0,63

0,70

0,73

1,10

2,1

0,70

0,77

0,81

1,22

2,2

0,76

0,84

0,89

1,35

2,3

0,84

0,92

0,97

1,47

2,4

0,90

0,99

1,05

1,59

2,5

0,97

1,07

1,13

1,71

2,6

1,04

1,15

1,22

1,84

2,7

1,11

1,22

1,30

1,95

2,8

1,18

1,30

1,38

2,08

2,9

1,25

1,38

1,46

2,20

3,0

1,32

1,45

1,54

2,33

3,1

1,39

1,53

1,62

2,45

3,2

1,46

1,61

1,70

2,57

3,3

1,52

1,68

1,76

2,69

3,4

1,60

1,76

1,87

2,70

3,5

1,67

1,84

1,95

2,94

3,6

1,74

1,91

2,03

3,06

3,7

1,81

1,99

2,11

3,18

3,8

1,88

2,07

2,19

3,30

3,9

1,95

2,14

2,27

3,42

4,0

2,02

2,21

2,35

3,55

Предельный зазор Δп между остряком и рамным рельсом без перевода стрелки проверяют шаблоном толщиной 4 мм, который при отжиме остряка ломиком, закладываемым между остряком и шейкой рамного рельса, не должен входить в зазор напротив первой рабочей тяги.
Незамыкание стрелки при закладке шаблона нормативной толщины проверяют при его установке против первой рабочей тяги во время перевода стрелки.
Величины Δщ, Δп, Δφ целесообразно измерять с точностью до 0,1 мм. Для этого можно использовать стандартный набор щупов, который состоит из 10 пластинок длиной 200 мм и толщиной от 0,1 до 1 мм с шагом 0,1 мм, и нормативные шаблоны длиной 200 мм и толщиной 2; 4; 5; 6 мм. Стандартный набор щупов позволяет измерять зазор в пределах от 0,1 до 5,5 мм с точностью до 0,1 мм.
Зазоры Δπ и Δφ измеряют стандартным набором щупов и шаблоном толщиной 2 мм. При измерении Δш используют также стандартный набор щупов и шаблоны толщиной 2; 4; 5; 6 мм, при этом если на рамном рельсе имеется накат, то для предохранения щупов стандартного набора от изгибов следует, закладывая щупы нужной суммарной толщины между остряком и рамным рельсом, располагать их со стороны нерабочей грани остряка, плоскость которой всегда является ровной.
Интенсивность разрегулировки зазора зависит от состояния крепления рамного рельса к брусьям. Характеристику состояния крепления дает Δупр р.
Маркировка контрольных линеек
Рис. 44. Маркировка контрольных линеек, соединяемых с длинной (а) и короткой (б) тягами

По этому критерию целесообразно разделить все стрелки на две категории: нормальные и особого учета. При l2-l1=1 мм стрелку следует отнести к категории особого учета. На такой стрелке значение Δупрр после очередного укрепления колеи может возрастать, что может привести к разрегулировке зазора в течение одного месяца. На нормальных стрелках при соблюдении порядка их обслуживания разрегулировка зазора не наступит в течение по крайней мере 6 мес.
Изложенная технология применима и для обслуживания перекрестных стрелок.
Для систематического учета состояния стрелок целесообразна их паспортизация.

Регулировка контрольных тяг.

При эксплуатации правильность регулировки контрольных тяг оценивают по зазору между скосом контрольной линейки, контролирующей прижатый остряк, и зубом ножевого рычага, запавшего в вырез этой контрольной линейки. Этот зазор должен быть равен 2—3 мм.
Поскольку конструкция электропривода не допускает непосредственное измерение этого зазора, то его оценивают по Т-образной скобе (скобе Черкасова) установленной на внутренней стенке корпуса 2 над обеими контрольными линейками 3, и специальным рискам 4 на поверхности контрольных линеек (рис. 44).

Маркировку можно проводить перед установкой электропривода на стрелке в стационарных условиях, например, в мастерской. При маркировке контрольной линейки длинной тяги шибер переводят курбелем в положение, соответствующее прижатию дальнего от электропривода остряка к рамному рельсу. Затем контрольную линейку длинной контрольной тяги вдавливают внутрь электропривода до упора в зуб запавшего ножевого рычага и по левому внутреннему выступу Т-образной скобы на поверхности этой линейки делают насечку стальным заточенным прутком (рис. 44, а).
Для маркировки контрольной линейки короткой тяги шибер электропривода переводят в другое положение, а соответствующую контрольную линейку вытягивают из электропривода до упора в зуб ножевого рычага, делая насечку на поверхности линейки уже по правому выступу Т-образной скобы (рис. 44,б).
После этого контрольные линейки изымают из электропривода и по насечкам на контрольных линейках напильником делают риски толщиной 0,5—0,8 мм.
При установке электропривода на стрелке после присоединения контрольных тяг к контрольным линейкам положение рисок относительно внутренних выступов Т-образной скобы укажет на зазор между скосом линейки и зубом ножевого рычага, запавшего в вырез линейки. В случае, отклонения этого зазора от нормы длину контрольных тяг регулируют их подгибанием (если необходимо укорочение) или установкой между серьгой и остряком металлических прокладок (если необходимо удлинение). Поскольку суммарная толщина прокладок также ограничена, тяги можно удлинить разгибанием колена тяги около остряка. С целью предупреждения излома ушек контрольных линеек подгибание тяг следует производить, отсоединив их от линеек.

Регулировочные работы в электроприводе.

Важным условием надежной работы стрелочного электропривода является правильная регулировка его узлов.
Фрикционную муфту регулируют затягиванием или ослаблением регулировочной гайки. Это позволяет обеспечивать соответствие тока фрикции требованиям Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Правильная эксплуатация электропривода и гарнитуры не приводит к необходимости регулировки тока фрикции чаще, чем один раз в 6 мес. Такая регулировка необходима весной и осенью при смене сезона года. Температура окружающей среды значительно влияет на густоту смазки внутри фрикционной муфты и, следовательно, на силу сцепления дисков при передаче вращающего момента от электродвигателя к редуктору, которая оценивается током фрикции. Этим объясняется периодичность регулировки фрикционной муфты.
Контактные пружины регулируются, если их контакт с ножом автопереключателя является неплотным. Контактное нажатие оценивают по расстоянию между контактными пружинами, которое должно быть 6 и 12 мм (рис. 45, а). Необходимо, чтобы упорные пружины плотно прилегали к контактным пружинам. Каждая пара контактных пружин должна отжиматься на одинаковое расстояние относительно ножа, при этом рессорная пружина должна отжиматься на 0,7—1,0 мм.

Трубчатый щеткодержатель
Рис. 46. Трубчатый щеткодержатель
Регулировка контактов автопереключателя
Рис. 45. Регулировка контактов автопереключателя:
а — расстояние между пружинами; б — шаблоны для измерения расстояний между пружинами; в — приспособление для регулировки пружин

Для проверки расстояния между контактными пружинами следует использовать шаблоны из изолирующего материала [14] размерами 5,7 и 11,6 мм для измерения минимального расстояния между контактными пружинами (соответственно для контрольных и рабочих контактов) и 6,4 и 12,5 мм для измерения максимального расстояния между пружинами (рис. 45,б). Измерения проводят при вырубленном ноже. При измерении минимального расстояния между контактными пружинами шаблон должен свободно проходить между контактами, а при измерении максимального расстояния между пружинами он не должен проходить между контактами.
Пружины регулируют их подгибанием до соответствия перечисленным требованиям.
Приспособление для регулировки (рис. 45, в), изготовленное из стального стержня, должно иметь изолирующую ручку.
Щеточное устройство регулируют при ослаблении нажатия щеток на коллекторные пластины.
Электродвигатели типа МСП-0,25 выпускают с курковым щеткодержателем, который по мере износа щеток обеспечивает контактное нажатие в нужных пределах 2—3 Н (200—300 Гс) за счет характеристики пружины и изменения плеча развиваемой ею силы при повороте курка [10]. В ранее выпускавшихся электродвигателях этого типа использовались трубчатые щеткодержатели (рис. 46). В них нажатие щеток на коллектор регулировалось винтом 1, который закрыт колпачком 2. В щеткодержателях этого типа регулировка нажатия щеток на коллектор неточна, поскольку затруднено измерение силы их нажатия ввиду труднодоступности к щеткам в зоне их контакта с пластинами коллектора.



 
« Технические условия на сооружение земляного полотна   Типовые профили балластной призмы »
железные дороги