Главная >> Железнодорожный путь >> Техническое обслуживание централизованных стрелок

Допуски на регулировку контрольных тяг - Техническое обслуживание централизованных стрелок

Оглавление
Техническое обслуживание централизованных стрелок
Взаимодействие подвижного состава и элементов стрелки
Технические требования к стрелкам и стрелочным электроприводам
Устройства автоматики на централизованных стрелках
Совершенствование конструкции стрелок и стрелочных приводов
Разрегулировка зазора между остряком и рамным рельсом
Влияние различных факторов на зазор между остряком и рамным рельсом
Упругие деформации элементов стрелочной гарнитуры
Изменение зазора между остряком и рамным рельсом под движущимся поездом
Причины отказов централизованных стрелок
Обоснование допустимого зазора между остряком и рамным рельсом
Расчет максимальной толщины прокладки между остряком и серьгой
Определение тока нормального перевода и тока при работе электродвигателя на фрикцию
Допуски на регулировку контрольных тяг
Обслуживание централизованных стрелок
Регулирование централизованных стрелок
Ремонт электроприводов централизованных стрелок
Устройства контроля плотности прилегания остряка к рамному рельсу
Повышение надежности электроприводов стрелок ЭЦ

Основным параметром, характеризующим правильность регулировки контрольных тяг, является зазор h между зубом ножевого рычага 2, запавшего в вырез контрольной линейки 1, и скосом линейки, связанной с прижатым остряком (рис. 41).

Ножевой рычаг стрелки
Рис. 41. Ножевой рычаг, взаимодействующий с контрольными линейками:
1 — вырезы контрольных линеек; 2 — зуб ножевого рычага; 3 — ось вращения  ножевого рычага; 4 — паз для крепления колодки с ножами; 5 — ролик, входящий в паз переключающего рычага; 6 — контрольные линейки

Этот зазор не должен превышать допустимого значения, но он необходим для устойчивой работы стрелки. Отсутствие зазора может привести к следующим нежелательным последствиям: невозможности западания зуба ножевого рычага в вырез контрольной линейки, в то время как остряк плотно прижат к рамному рельсу; срыву контроля положения стрелки при проследовании по ней поезда; невозможности замыкания стрелки при попадании посторонних предметов (напрессовке снега) толщиной не более 2 мм; длительной нагрузке зуба ножевого рычага на остроконечный вырез линейки, которая может привести к его излому (наблюдается в электроприводах типа СП-3).
Взаимодействие зуба ножевого рычага с вырезом контрольной линейки
Рис. 42. Взаимодействие зуба ножевого рычага с вырезом контрольной линейки:
а — геометрия элементов при западании зуба в вырез линейки без зазора; б — реальные положения ножевого рычага; 1 — на поверхности линейки; 2 — в начальный момент западания зуба в вырез линейки; 3 — в конце западания

Для того чтобы исключить перечисленные последствия, минимальная величина рассматриваемого зазора должна быть следующей.
Условия надежного западания ножевого рычага в вырез контрольной линейки определяются их геометрией. На рис. 42, а показан случай, при котором западание зуба не требует зазора. Для этого нужно, чтобы расстояния а, в, с от центра вращения ножевого рычага были одинаковы. Для всех остальных случаев, когда эти расстояния не одинаковы (независимо от того, какое из них больше другого), надежное западание зуба ножевого рычага, происходит только при некотором зазоре h. Реальная геометрия этих элементов соответствует рис. 42, б. При этом зазор h не должен быть менее 1,5 мм.
Срыв контроля положения стрелки при проследовании поезда произойдет, если зазор h будет меньше смещения остряка относительно рамного рельса. Такое смещение остряка, называемое «динамической добавкой», может возникнуть при вступлении колесной пары в зону переднего вылета рамных рельсов, или в зону, близкую к корневому креплению, когда может наблюдаться смещение остряка как «коромысла» из-за его неплотного прилегания к упоркам. В зависимости от типа экипажа «динамическая добавка» может достигать 2 мм. Следовательно, для исключения срыва контроля положения стрелки под поездом зазор h должен быть не менее 2 мм.
Для устойчивой работы стрелки в период снегопадов и а случаях, когда между остряком и рамным рельсом могут попадать небольшие посторонние предметы (песок, другие сыпучие вещества), Инструкция ЦШ/3820 требует обеспечивать замыкание стрелки при закладке между остряком и рамным рельсом шаблона толщиной 2 мм. Если положение остряка при замыкании стрелки соответствует его плотному прижатию к рамному рельсу (без зазора), то для выполнения этого требования зазор h также должен быть не менее 2 мм.
Приведенные значения допустимого зазора h соответствуют хорошему состоянию крепления рамных рельсов, при котором отсутствуют его упругие отжатия во время замыкания стрелки, так называемый отжим (отбой) рамного рельса. В случаях плохого состояния крепления рамного рельса, когда его упругое отжатие при боковом усилии около 4—6 кН при замыкании стрелки достигает 1 мм, возможна следующая ситуация. Стремясь выполнить на такой стрелке требование незамыкания шаблона толщиной 4 мм между остряком и рамным рельсом при переводе стрелки, электромеханик отрегулирует положение остряка закладками между серьгой и остряком таким образом, что при замыкании стрелки будет отжатие рамного рельса. В этом случае рамный рельс, стремясь восстановить свое положение, будет действовать на остряк с некоторым усилием, что приведет к его смещению, а следовательно, и к смещению тяг.
Во-первых, это вызовет заклинивание замыкающего зуба шиберной шестерни, а во-вторых, — уменьшит зазор между зубом ножевого рычага и скосом контрольной линейки не более чем на 1 мм. Проследование поезда по такой стрелке, когда дополнительное смещение остряка («динамическая добавка» к зазору между остряком и рамным рельсом) может быть 2 мм, будет приводить к срыву контроля. Таким образом, в момент замыкания стрелки зазор к должен быть около 3 мм.
Таким образом, для устойчивой работы стрелки, в том числе при отбое рамных рельсов, минимальный зазор к не должен быть менее 3 мм. При меньшем зазоре к (около 2 мм) также возможна устойчивая работа стрелки. Это происходит, если состояние стрелки хорошее, правильно отрегулирован зазор между остряком и рамным рельсом, а также если в соединениях тяг имеются люфты (в этом случае они играют положительную роль).
Максимально допустимый зазор К при превышении которого может нарушаться работа электропривода, должен быть следующим.
Требование к этой величине вытекает из основного требования, предъявляемого к электроприводам: они должны обеспечивать плотное прилегание остряка к рамному рельсу и невозможность замыкания стрелки при зазоре между остряком и рамным рельсом 4 мм и более.
Для выполнения этого требования должно соблюдаться условие
(1)
где Δπ — зазор между остряком и рамным рельсом при отжиме остряка ломиком.
Действительно, если на стрелке Δπ=1,5 мм, то при закладке между остряком и рамным рельсом шаблона толщиной 4 мм остряк сместится еще на 2,5 мм. Если же зазор к окажется более 2,5 мм, то недопустимый в этом случае контроль стрелки может произойти, но для этого необходимо и второе условие — замыкание шиберной шестерни. При неправильной регулировке хода остряков такое замыкание возможно, и тогда правильность работы электропривода не будет обеспечена — он замкнет стрелку при шаблоне толщиной 4 мм.
Среднее значение предельного зазора Δπ на стрелках равно около 1,7 мм, а максимальное достигает 3,4 мм. Это означает, что максимально допустимый зазор между зубом ножевого рычага и скосом контрольной линейки исходя из соотношения (1) должен быть не более 1,5 мм. Однако поскольку появление контроля положения стрелки требует выполнения двух условий: западания зуба ножевого рычага и замыкания шиберной шестерни, то условие h< 1,5 мм должно соблюдаться только в случаях неправильной регулировки шага остряков, при котором становится возможным замыкание шиберной шестерни, когда между остряком и рамным рельсом заложен шаблон толщиной 4 мм.
Неправильная регулировка шага остряков приводит к противоречию в требованиях к зазору h. С одной стороны, h>3 мм, а с другой — h< 1,5 мм. Это указывает на то, что при монтаже стрелочной гарнитуры и регулировке длины тяг прежде всего необходимо обеспечивать правильную регулировку условия запирания остряков стрелки, т. е. регулировку шага остряков. Согласно техническим требованиям шаг остряка для электроприводов с ходом шибера 154±2 мм должен быть равен 152+4-2 мм. Для практики можно считать приемлемым условие h= 2—:-3 мм.



 
« Технические условия на сооружение земляного полотна   Типовые профили балластной призмы »
железные дороги