Главная >> Железнодорожный путь >> Стрелочные станки

Стрелочные станки

Низкий переводной станок на колонке и специальные станки. Стрелочные соединительные тяги.

Все стрелочные станки при постановке должны быть правильно расставлены; некоторые из них допускают высокую точность регулировки в соответствии с шагом остряка при помощи постановки и передвижения регулировочных шайб.
Стрелочные станки представляют собой механизмы, с помощью которых стрелка переводится, замыкается и положение ее указывается сигналами, обязательными для проходящих поездов. Это приспособление имеет различные конструкции (рис. 1). В настоящее время имеется большое количество удовлетворительных систем стрелочных станков; AREA не разработала своего собственного стандарта этой конструкции.
В сотрудничестве промышленников с управлениями железных дорог были разработаны стрелочные станки, которые просты по конструкции, не требуют сложного ухода, безопасны в работе для стрелочника и обеспечивают безопасность движения поездов.

Рис. 1. Расположение стрелочных станков на станции
Хотя старые станки в большинстве случаев по принципиальной схеме мало чем отличаются от современных, однако опыт работы с ними показал, что многие из них не вынесли бы той колоссальной нагрузки, которая на них ложится при современном состоянии транспорта, в результате чего вытекает необходимость усиления отдельных частей. В некоторых станках чугунные части заменены стальными или из ковкого чугуна. В других, например в тех, которые применяются при стрелках с пружинящими остряками, где нужен прочный станок для того, чтобы противостоять удару колес, некоторые части делают из высокосортной стали или им дают более сильное поперечное сечение.
Современные стрелочные станки не сложны в работе, конструкция их позволяет производить смазку, осмотр и регулировку. Новые конструкции дают возможность стрелочнику переводить самые тяжелые стрелки со сравнительно небольшим усилием, даже когда со станком соединен сбрасывающий башмак. Конструкция рассчитана на большие усилия, может быть легко и быстро разобрана и собрана; тщательно изготовленный корпус защищает станок от грязи и коррозии.
Стрелочные станки в основном могут классифицироваться на два вида: 1) низкие станки, или станки с переводом у земли, у которых рычаг вручную передвигается в вертикальной плоскости, и 2) высокие станки, или станки с переводом на колонке, у которых рычаг передвигается вручную в горизонтальной плоскости. Каждый из этих двух общих видов разделяется в свою очередь на жесткие, пружинные и автоматические. Различные устройства для изменения шага остряка, как-то: кривошипы, эксцентрики, вкладыши и регулируемые тяги позволяют производить регулировку независимо от типа стрелки.
Переводной стрелочный станок состоит в основном из основания, осевого стержня и переводного рычага; в целом он представляет механизм, который при помощи кривошипов, зубчатых передач, серег, коленчатых рычагов или других приспособлений, передает круговое движение переводного рычага переводной тяге.
Осевой стержень и соединенные с ним детали являются самой важной частью стрелочного станка, так как он увеличивает силу, приложенную к переводному рычагу до размеров, достаточных для перевода стрелочных остряков.
Стрелочный станок удерживается в установленном положении посредством заанкеривания его основания к двум передним переводным брусьям.

Станки с нижним переводом у земли.

У станков, которые обычно называют станками с нижним переводом у земли, или иногда станками с параллельным переводом (рис. 3), основание закрепляется путевыми костылями или шурупами к двум передним брусьям с прорезами для рычагов, которые расположены ниже всей остальной части основания. Предусмотрена постановка стрелочного указателя или фонаря, а часто и того и другого вверху осевого стержня стрелочного станка посредством регулируемого наконечника для фонаря.
Стрелочный станок с нижним переводом у земли
Рис. 2. Стрелочный станок с нижним переводом у земли. Модель 140-м

Низкие стрелочные станки с переводом у земли имеют высоту от 30,5 до 61,0 см. Они компактны, занимают мало места, что очень важно там, где габарит ограничен. Они прочно сконструированы, обеспечивают длительную эксплуатацию, четко действуют благодаря правильным передачам в механизме и переводной рычаг с противовесом позволяет легко переводить стрелку.
Станки с низким переводом стрелки обычно применяются в парках, где недостаток места часто исключает возможность использования высоких станков. На многих железных дорогах они используются на съездах, на главных путях, причем размещают их между главными путями так, что соединительная тяга работает на растяжение, когда стрелка устанавливается по прямому главному пути. Конструкция некоторых стрелочных станков допускает взрез стрелки, не вызывая схода состава и крупного ремонта станка или пути.
Когда при взрезе стрелка частично отводится гребнями колес, полный перевод ее автоматически доканчивается пружинами внутри станка. Такой тип станка известен как «автоматический стрелочный станок». Другой тип известен как пружинный станок, при котором остряки отводятся посредством колес подвижного состава и возвращаются в первоначальное положение после прохода поезда.

Станки с переводом на колонке.

Станки с низким переводом у земли часто используются вместо высоких. На главных путях, как правило, ставятся станки с переводом на колонке в горизонтальной плоскости (рис. 3).
Ряд конструкций станков с низким переводом снабжен набором дополнительных частей, необходимых для преобразования низких станков в промежуточные и высокие станки, согласно техническим условиям. Важно отметить, что станки с переводом на колонке наиболее распространены на главных путях, так как стрелочные указатели и фонари должны быть на определенной высоте над уровнем рельса, чтобы они были хорошо видны поездной бригаде.

Эти станки имеют литое основание около 90 см высотой, верхняя часть которого представляет собой плоский сегментный стальной столик. Вертикальный осевой стержень из железа круглого сечения идет от уровня пути через литое основание и столик, которые поддерживают его: вверху имеется приспособление для установки стрелочного фонаря. Ниже на стержне закрепляется стрелочный указатель. В стрелочном переводном станке высотой 2,13 м имеется ступень в основании, чтобы достать фонарь при его зажигании. Переводной шарнирный рычаг укреплен вертикально на стержне над верхней поверхностью столика. Шарнир находится на таком расстоянии от стержня, что рычаг может быть опущен в любую из двух прорезей в сегментном краю стола, которые расположены так, чтобы соответствовать положению стрелки при полном ее переводе в ту или другую сторону. При автоматическом переводе, когда стрелка проходится поездом вразрез, переводной рычаг остается на месте, но действие колес заставляет стержень вращаться, преодолевая давление пружин до тех пор, пока стрелка не будет переведена на половину шага остряка; в этот момент пружина заставляет стержень вращаться в обратном направлении и стрелку ставит также в обратное положение, иначе говоря, если середина шага стрелки еще не пройдена, пружина возвращает остряки в первоначальное положение.
Когда перевод стрелки производится вручную, поднятие переводного рычага отключает действие пружин; станок в этом случае жестко соединен со стрелкой.

Специальные станки.

 Специальные типы переводных станков необходимы при сбрасывателях, на пересечениях с передвижными остряками, на перекрестных и на специальных стрелках, которые ставятся на мощенных улицах, станционных платформах и т. д. Станки, сбрасывающие вагоны с рельсов, обычно бывают без зубчатой передачи, и чтобы произвести требуемую операцию, т. е. поставить на рельсы или снять сбрасыватель, надо только осевой стержень повернуть на 90 . Станки, работающие на пересечениях с передвижными остряками и на перекрестных стрелках, имеют обычно шаг остряка в 203 мм. Последовательные комбинированные передвижения остряков осуществляются в них коленчатыми рычагами.
Иногда необходимо применить на стрелочных улицах, у платформ, низко расположенный переводной рычаг, заключенный в кожухе, и с шарнирной крышкой или с открытым пространством для рычага. Станок со складной подъемной частью применяется на промышленных путях, особенно в узких местах. Он имеет соединительную тягу с вилкой на конце, соединен пальцем с переводным рычагом и удерживается таким образом в одном из своих положений между двумя зубцами.

Стрелочный шаг.

Шаг перевода стрелочного станка представляет собой расстояние, на которое передвигается вдоль соединительная тяга при полном повороте рычага. Если станок нерегулируемый, AREA рекомендует шаг величиной 127 мм, если регулируемый, то минимальный размер шага должен быть между 114 и 140 мм при допуске около 3 мм. Стрелочный станок должен быть сконструирован так, чтобы ручной переводной рычаг замыкался автоматически в любом крайнем положении, без применения стрелочного замка, но в станках с нижним переводом у земли можно использовать и отдельные запоры. Стрелочный указатель и фонарь при движении стрелочных остряков должны поворачиваться на 90" и указывать их положение.

Конструкция станка.

 Основание стрелочного станка лучше всего делать из ковкого металла, который сможет противостоять не только воздействию рычага при переводе стрелочных остряков и колебанию всего переводного устройства, но и ударам молотка при забивке костылей для прикрепления его к подушке или переводным брусьям. Переводной рычаг является важной частью стрелочного станка. В станках с низким переводом свободный конец рычага имеет противовес для облегчения работы стрелочника. Другой конец соединен с горизонтальным отростком рычага, который при переводе стрелки поворачивается вместе с рычагом в вертикальной плоскости на 180 .
В станках с переводом стрелки на колонке переводной рычаг имеет вертикальную ось вращения в вырезке стола станка. Для того чтобы перевести стрелку, рычаг ставится в горизонтальное положение, описывая дугу в 90 ; затем он снова устанавливается в вертикальное положение и попадает в другое отверстие в станке, при котором стрелка замыкается в требуемом положении. Рычаг в станках с низким переводом передает движение на осевой стержень стрелочного станка посредством прямой или кривой одиночной или двойной передаточных частей, а также посредством различных механических частей, которыми являются; осевой стержень с пазом, ролики, шестеренки, эксцентрик, кулачки, скользуны, скобы и коленчатый рычаг и т. д. Осевой стержень может быть прямой, с сегментной зубчатой передачей, с двойным изгибом, с желобом и др. Независимо от вида осевого стержня в пределах механизма стрелочного станка, он в своей нижней части напоминает коленчатый рычаг. Он имеет различные формы и бывает; кованый или литой, одиночный или двойной, с одиночной регулируемой проушиной, жесткий, двусторонний нерегулируемый и четырехсторонний нежесткий.
Как правило, механизм горизонтального перевода или перевода на колонке менее сложен, чем механизм станков с нижним переводом, так как высокие станки в основном состоят из относительно длинного осевого стержня с коленчатым рычагом в нижнем конце, а также переводного рычага и кронштейна вверху столика. Все это устройство помещается и поддерживается соответствующей рамой. В некоторых случаях осевому стержню придают двоякоизогнутую форму вместо постановки коленчатого рычага.
Однако высокие станки с усовершенствованиями в части безопасности более сложны, почему низкие станки и применяются вместо высоких с дополнительными верхними частями.

Соединительные тяги.

Соединительные тяги необходимы для того, чтобы устанавливать стрелочные станки в месте, свободном от прохода поездов; они соединяются со стрелочной тягой и со станком. В станках с высоким переводом они имеют диаметр, равный 35 мм, и длину 1,68 м  в станках с низким переводом их длина, как правило, равна 95 или 99 см.
На одном конце осевого стержня устанавливается серьга с болтом или открытая серьга толщиной на 1,5 мм больше, чем у стрелочной тяги. Соединительная тяга скреплена со стрелочной тягой круглым болтом. AREA предлагает ставить болт диаметром 28 мм с гайкой, чекой и пружинной шайбой сверху, чтобы легче было наблюдать за состоянием болта и в случае надобности подтянуть гайку. Другой конец соединительной тяги присоединен к стрелочному станку. В зависимости от того, имеется ли регулировка в механизме стрелочного станка, соединительную тягу делают нерегулируемой или регулируемой.

Тяги стрелок с пружинящими остряками.

Применение стрелок с пружинящими остряками на двойных путях, на обходе и на некоторых парковых путях повлекло необходимость установки задерживающего устройства для того, чтобы предотвратить стрелки от замыкания между последовательными проходами пар колес, для смягчения удара в стрелку и, следовательно, для увеличения срока службы и одновременно для уменьшения напряжения в переводном станке от повторного его вращения. Это осуществлено посредством приспособления, которое присоединяется к стрелочному станку и к стрелке таким же способом, как и стандартная соединительная тяга. Приспособление допускает взрез стрелки и применимо как для прижатого, так и для отведенного остряка без перемены хода каких- либо частей стрелки; кроме того, оно работает как одно целое со стрелкой и не представляет лишнего сопротивления в станке при переводе стрелки в то или другое положение.
Более подробные сведения о стрелках с пружинящими остряками приведены в статье «Стрелки, крестовины и контррельсы».

Стрелочные указатели на переводных станках.

Стрелочные указатели бывают различных типов, и все они конструируются так, чтобы их можно было отчетливо различать на значительном расстоянии. Обычно они изготовляются из листового железа, привинчиваются, приклепываются или соединяются скобой с осевым стержнем станка в верхней его части. Они раскрашены цветными красками в соответствии с местом установки стрелки. Простейшей конструкцией для высоких станков является указатель в виде флюгера диаметром 45 или 60 см, с обеими поверхностями, закрашенными в цвет, обозначающий, что путь закрыт. Иногда под прямым углом устанавливается еще один флюгер, чтобы указатель был виден более отчетливо. Часто стороны указателя, обозначающие открытый и закрытый путь, делаются разного вида, например белый круг и красный остроконечный флюгер.
На четырех поверхностях стрелочных фонарей имеются выступающие диски разных цветов, обозначающих, открыт или закрыт путь. Днем они служат вместо указателей стрелки. Они делаются таких размеров, которые соответствуют линзам фонаря. AREA рекомендует стандартный диаметр таких дисков 22—25 см. Когда стрелочные фонари горят непрерывно, их свет помогает различать стрелочные указатели.

Стрелочные замки и замки стрелочных остряков.

Для того чтобы удержать прочно на месте стрелочные остряки и стрелочные рычаги, было разработано несколько различных видов стрелочных удержек и стрелочных замыкателей.
Удержки для стрелочных остряков необходимы в станках с низким переводом на главных линиях, а дополнительное закрепление обычно обеспечивается стрелочными замками. Хотя применяются самые различные конструкции удержек для остряков, но в общем они состоят из замыкающего устройства, которое может действовать и автоматически. Замыкатель конструируется обычно таким образом, чтобы освобождение его производилось нажатием ноги.

Рис. 6  Стрелка, оборудованная замком типа Racor
Существуют два вида стрелочных замыкателей: 1) висячие замки, которые применяются совместно со стрелочными замыкателями или переводными рычагами и 2) замыкатели стрелочных остряков, которые совместно со стрелочным станком обеспечивают двойной запор стрелочных остряков, создавая дополнительную безопасность при противошерстных стрелках. Для стрелочного замка висячего типа имеются чертежи и спецификации AREA, устанавливающие размеры ушка, корпуса и других частей, за исключением механизма, который бывает разным в зависимости от индивидуальных патентов.
Многочисленные происшествия по неисправности какой-либо ответственной части стрелочного механизма, иногда с крушениями поездов, установили необходимость дополнительного замыкания стрелочных остряков, особенно в противошерстных стрелках в зоне интенсивного скоростного движения поездов. Это так называемое двойное замыкание достигается посредством отдельной запорной тяги, примыкающей к соединительной тяге и действующей без особого движения переводного рычага. Углубление в верхнем или нижнем конце регулируемой запорной тяги и на замыкающей тяге стрелочного станка служит для удержания переводного рычага станка с низким переводом стрелки или для пружинной защелки на запорной тяге в станке с переводом на колонке. Другой конец запорной тяги соответственно закреплен на стрелочном остряке.
В другом типе на противошерстных стрелках запорная тяга, примыкающая к соединительной тяге, поддерживается с помощью подвесок и имеет два точно установленных приваренных кулачка, которые держат наружную часть остряка стрелки и рамный рельс в закрытом положении.
Переводная ручка запорной тяги со стороны стрелочного станка вращает запорную тягу и освобождает кулачки, когда стрелка должна быть открыта. Висячий замок на крайнем конце переводной ручки запирает стрелочный станок в закрытом положении. Требуются различные типы переводных ручек при станках с низким переводом стрелки и при станках с переводом стрелки на колонке.
На практике стрелка с ручным замыканием не может быть переведена до тех пор, пока стрелочник не откроет висячий замок и не освободит замыкающий механизм стрелочного остряка. После этого переводной рычаг стрелочного станка приводится в нормальное состояние и стрелка может быть переведена. При замыкании стрелки переводной рычаг стрелочного станка и запорный механизм должны быть замкнуты и только после этого можно запирать стрелку на висячий замок.
Конструкция автоматического замыкания стрелочного остряка состоит из двух регулируемых пружинных стальных полос, соединенных на одном конце посредством болта. Верхняя полоса прикреплена под прямым углом к ближайшему остряку стрелки, а нижняя проходит под рельсами к наружному краю рамного рельса, где имеется реборда для упора подошвы рамного рельса. Затвор с ножной педалью установлен в этой точке нижней полосы и автоматически замыкает стрелку благодаря действию пружины, после чего она может быть заперта на висячий замок. Для перевода стрелки висячий замок снимается, педаль нажимает на пружину, освобождает реборду и отводит ее от рельса, после этого переводной рычаг стрелочного станка может работать нормально. Приспособление после перевода стрелки автоматически возвращается в закрытое или замкнутое положение; после этого стрелка дополнительно запирается висячим замком. На рис. 6 показана стрелка, оборудованная замком типа Racor.

Установка и содержание.

Существуют следующие основные требования для установки стрелочных станков:

  1. они должны быть прочно пришиты к длинным стрелочным брусьям и установлены отвесно с поставленным на них дневным стрелочным указателем; 2) на главных путях они должны быть установлены с внешней стороны главного или ответвленного пути; 3) стрелочные станки для противошерстных стрелок на многопутных линиях и на главном пути однопутной линии должны быть снабжены стрелочными фонарями утвержденной конструкции, которые поворачиваются цветом, означающим «Путь свободен», когда стрелка установлена на главный путь, и цветом, означающим «Стоп», когда стрелка переведена на ответвление; 4) стрелки на главном пути в зоне нецентрализованного управления должны быть всегда заперты на висячий замок, за исключением тех случаев, когда потребуется или перевод стрелки или ее технический осмотр;
  2. стрелочные станки по возможности должны быть установлены со стороны ответвленного пути, при этом условии переводная тяга будет работать на растяжение.

При эксплуатации стрелочные станки требуют частого осмотра и регулировки; так, например, необходимо удерживать осевой стержень в вертикальном положении и следить за тем, чтобы механизм был всегда в исправном состоянии, чтобы туда не попали посторонние предметы и он был хорошо смазан.

Закрепление станка на длинных брусьях следует проверять, чтобы всегда обеспечивать его устойчивость и свести до минимума сотрясение фонаря от проходящих поездов. Должна быть проверена величина шага остряка и, если нужно, отрегулирована. Это требуется для обеспечения плотного прилегания остряков к рамным рельсам.

 
« Стрелочные серьги   Стрелочные тяги »
железные дороги