Главная >> Железнодорожный путь >> Средства защиты железных дорог от снега

Средства защиты железных дорог от снега

Мероприятия для защиты отдельных железнодорожных объектов от заноса снегом имеют не меньшее значение, чем быстрое удаление уже образовавшихся снежных заносов. Наилучшими средствами защиты железных дорог от снежных заносов являются живые защиты, переносные щиты, постоянные заборы и снеговые галереи. Снег при метелях переносится почти у самой земли и откладывается в выемках вследствие образующихся в них завихрений снеговетрового потока. Задачей снеговых заборов является искусственное образование таких завихрений с наветренной стороны выемок на таком расстоянии от них, чтобы снег мог откладываться в снежных валах, не попадая в выемки. При заборах достаточной высоты с небольшим количеством просветов снег накапливается с их наветренной стороны, а при заборах с большим количеством просветов снег откладывается в основном с их подветренной стороны. Как снегозащитное мероприятие стрелочные переводы при развитии путей следует размещать вне выемок; эффективным является уполаживание откосов выемок в снегозаносимых районах, особенно в тех случаях, когда грунты при таком уполаживании откосов могут быть использованы для отсыпки насыпей и планировки местности.
Переносные снеговые щиты, имеющие наибольшее применение на дорогах, изготовляются из щитопланки, досок или металла. Широкое их применение связано с возможностью быстрой установки и перестановки практически в любых местах. Переносные снеговые щиты часто применяются как дополнение к постоянным заборам, когда последние уже не могут больше задерживать снег при сильных и продолжительных метелях или при перемене направления метелевого ветра. На полосе отчуждения, имеющей ширину 30,5 м, как правило, не хватает места для установки линии щитов на таком расстоянии от бровки выемки, которое обеспечило бы наилучшую работу снеговых щитов. Обычно бывает очень трудно получить разрешение на установку переносных снеговых щитов на оптимальном расстоянии от выемок для эффективного задержания снега.
Переносные снеговые щиты должны быть прочно установлены и хорошо закреплены для предохранения от опрокидывания сильными порывами ветра. Весной щиты должны быть аккуратно собраны и уложены в штабеля в местах, где обеспечивалась бы их сохранность. Штабель со щитами должен быть установлен на подкладки, чтобы не происходило соприкосновения с землей во избежание загнивания древесины. Также должны быть предусмотрены противопожарные мероприятия.
Ниже, на рис. 1—4, приведены типы снеговых щитов, рекомендованные AREA.
Снеговые щиты из щитопланки обычно изготовляются из просушенных планок толщиной от 11 до 38 мм и длиной 1,2 м с просветами между ними в 5 см.
переносный снеговой щит из щитопланки
Рис. 1. Типовой переносный снеговой щит из щитопланки

деревянный переносный снеговой щит
Рис. 2. Типовой деревянный переносный снеговой щит

Планки соединены между собой оцинкованной двойной проволокой. Такие щиты (см. рис. 1) имеют небольшой вес и легко доставляются на место их установки в виде рулонов. В каждом рулоне свернуто 15,5 м щитов. Щиты могут быть прикреплены к изгородям, ограждающим полосу отчуждения. Для установки щитов можно также применять старые дымогарные трубы паровых котлов, которые достаточно легко забить даже в твердый грунт. На таких трубах щиты можно приподнимать на необходимую высоту над уровнем снега после метелей и снегопадов. Проволока, применяемая для прикрепления щитов к изгородям или дымогарным трубам, должна быть прочной, чтобы удержать щиты в натянутом состоянии. Натяжение этой проволоки производится специальными приспособлениями. Слабо закрепленные щиты при сильном ветре быстро ломаются. Опыт показывает, что щиты должны устанавливаться с просветом между грунтом и низом щита в 38 см. Это позволяет хорошо натянуть щиты, так как местные неровности этому не мешают.
Дощатые снеговые щиты обычно изготовляются из 4,9-м досок; однако применяются также доски длиной 4,3 м и меньше. В одной конструкции щитов применялись неструганные доски размером 2,5х 15,2 см, прикрепленные с просветами в 6,4 см к обвязке из реек сечением 5x15,2 см. Эти щиты устанавливаются с наклоном в подветренную сторону (рис. 2). К поддерживающим кольям прикрепляются вверху две планки, которые образуют собой нечто вроде козырька. Применяются также простые щиты в форме буквы А без козырьков. В одной такой конструкции щитов использовались пять 30,5-сл досок вместо обычных 15,2 см. Эти щиты имели высоту меньше 1,8 м.
Все типы дощатых снеговых щитов обычно устанавливаются на кольях, забитых в грунт. Временные вертикальные переносные щиты требуют прочного закрепления со стороны господствующих ветров. Это достигается проволочными оттяжками, прикрепленными к кольям, забитым в грунт. Щиты устанавливаются в линию под прямым углом к направлению господствующих ветров. Расстояние от линии щитов до бровок выемок устанавливается в опытном порядке. Обычно для защиты пути от снега достаточно одной линии щитов, однако при больших скоростях ветра иногда необходимо устанавливать три или даже четыре щитовые линии.
В некоторых местах применяются переносные снеговые щиты из армированных бумажных лент (рис. 3).
усиленный переносный снеговой щит из армированных бумажных лент
Рис. 3. Типовой усиленный переносный снеговой щит из армированных бумажных лент

Типовой металлический переносный снеговой щит
Рис. 4. Типовой металлический переносный снеговой щит
постоянный снеговой забор
Рис. 5. Типовой постоянный снеговой забор

Металлические щиты обычно представляют собой металлические стойки, обшитые штампованными металлическими пластинками или проволочной сеткой. Металлические стойки забиваются в грунт, а в районах с сильными ветрами они, кроме того, закрепляются оттяжками. Металлические снеговые щиты устанавливаются наклонно под углом от 20 до 25° в наветренную сторону (рис. 4). Однако иногда щиты устанавливаются вертикально или с уклоном в подветренную сторону. В этих случаях щиты делаются сплошными, без просветов.
В одной конструкции металлических снеговых щитов предусмотрена их установка секциями длиной 4,1 м, которые прикрепляются болтами к треугольным рамам, установленным с интервалом в 2,4 м одна от другой. Конструкция этих рам позволяет произвести простую разборку их и укладку в штабели.
Постоянные снеговые заборы обычно устанавливаются на расстоянии не менее чем 30,5 м от оси пути. Желательно, чтобы снеговые заборы (рис. 5 и 6) одновременно служили и как изгороди на границе полосы отчуждения. В районах с суровым климатом и во всех случаях, когда заборы устанавливаются на расстоянии 15,2 м от оси пути, они делаются сплошными. В районах с умеренными снегопадами и в тех случаях, когда заборы устанавливаются не менее чем в 30,5 м от оси пути, они предпочтительно устраиваются с просветами в 50%. Высота заборов обычно не превышает 3,1 м.

постоянный снеговой забор с просветом в нижней части
Рис. 6. Типовой постоянный снеговой забор с просветом в нижней части

Живая защита.

Хорошо содержащаяся живая защита является не только эффективным средством для защиты пути от снега, но также придает красивый вид полосе отчуждения. В северных районах для живой защиты наиболее часто применяются вечно зеленые деревья, в основном ели.
Деревьям не дают возможности расти выше 2,7 м. Это достигается периодической подрезкой их.
Для защиты пути от снега также применяются изгороди, сделанные из дернины, камня и старых шпал. Последние вкапываются вертикально в землю или укладываются в виде зигзагообразного забора.

Снегозащитные галереи применяются для защиты пути в таких местах, где из-за мощных заносов содержать путь чистым от снега при помощи снегоочистителей практически невозможно. В основном это ограниченные участки в полувыемках, подверженных снежным обвалам. Снегозащитные галереи обычно закрыты с верхней стороны и открыты частично или полностью, в зависимости от необходимости, с боку, с низовой стороны пути. Крышу галереи устраивают так, чтобы она являлась как бы продолжением естественного откоса склона или была более пологой. При такой конструкции исключается попадание снега на путь. Применяются также снегозащитные галереи в виде перекрытий выемок в одном уровне с землей. При наличии таких галерей снег переносится по их верху, не отлагаясь в выемках. Снегозащитные галереи состоят из массивных деревянных рам, обшитых досками. Часто галереи делаются из железобетона для обеспечения их долговечности и безопасности в противопожарном отношении, а также для уменьшения расходов по текущему их содержанию. При постройке галерей выдерживается соответствующий габарит для пропуска поездов.
При сооружении снегозащитных галерей, кроме противопожарной безопасности, также должны быть учтены вопросы вентиляции и освещения. В закрытых галереях предусматриваются соответствующие вентиляционные устройства. Для освещения используются противопожарные проемы между секциями. Эти же проемы служат для вентиляции. При телескопических секциях, которые обычно имеют длину около 30,5 м, для освещения и вентиляции используются проемы между секциями. Телескопические секции монтируются на колесах. В летнее время мелкие секции вкатывают в крупные, чтобы создать более безопасные условия в противопожарном отношении. Предпочитаются плоские или односкатные перекрытия снегозащитных галерей, а не двускатные, которые хуже противостоят ударам снежных лавин.
Снегозащитные галереи с низовой стороны подпираются стойками для обеспечения большей их устойчивости при концентрированных снежных нагрузках и ударах снежных лавин.

 
« Способы укладки рельсовых плетей в путь   Стальные мосты »
железные дороги