Главная >> Железнодорожный путь >> Сортировочные станции в СССР

Сортировочные станции в СССР

На сети железных дорог СССР большой протяженности имеется два вида сортировочных станций: участковые и узловые. Участковые станции имеют при этом характер промежуточной станции. Они служат в основном для расформирования и формирования сборных и участковых поездов (рис. 1) и располагаются на расстоянии около 100 км, а при введении электрификации — на расстоянии 200—250 км друг от друга.
Полезная длина путей составляла прежде 720 и 850 м. С применением более мощных локомотивов она была значительно увеличена, а в течение ближайших 10—20 лет она должна быть доведена до 1050 и 1250 м. При последовательном расположении парков длина станций составляет от 3,4 до 3,8 км, при частично-параллельном их длина сократится до 2—2,3 км.
Раньше парк приема располагался на одинаковых отметках с остальными парками, в связи с чем длина путей надвига составляла 200—300 м. Теперь парк приема располагается на повышенных отметках прежде всего для применения новой техники. Небольшие станции работают с одним путем надвига; большие — принципиально с двумя путями надвига, на которых в последнее время не предусматриваются две горки разной высоты — летней и зимней, а располагаются на одинаковых отметках. Типичным является применение больших по длине вагонных замедлителей, зачастую с расположением двух единиц последовательно на двух, а также на трех тормозных позициях. Важнейшей перспективной задачей является дополнительное расширение сортировочных устройств.

 

Участковая станция с сортировочной работой на однопутной линии
Рис. 1. Участковая станция с сортировочной работой на однопутной линии советских железных дорог·
А — пути отправления, Л — горка, £ — пути приема; EG — пассажирское здание; Е — сортировочный парк; 2 — грузовой двор; 4 — подъездные пути

Рис. 2. Расширение сортировочной горки и распределительной зоны с трех до пяти и семи пучков с переходом к двум путям надвига:
Расширение сортировочной горки
В, В,, B'j — горки, /, /', I" — пути надвига

На сортировочной станции по рис. 2 с одним путем надвига и сортировочным парком с тремя пучками 1—3 для увеличения перерабатывающей способности дополнительно необходимы пучки путей 4 и 5 и два пути надвига. Это приводит к строительству путей надвига V и II". с измененной и перемещенной вершиной В1 и В2. Если впоследствии потребуются еще пучки путей б и 7, то три распределительных пути могут быть присоединены к двум путям надвига I' и II" только по изображенной схеме. Таким образом, через горку можно попасть на все сортировочные пути. Такое устройство подходит для применения параллельного роспуска.
Большие сортировочные станции СССР аналогичны в принципе немецким. Лишь отдельные элементы и расположение отдельных устройств решены иначе. Это наглядно показано на трех вариантах на рис. 7, в которых предусматривается механизация и автоматизация сортировочного процесса.
Вариант рис. 7, а представляет сортировочную станцию с парком, расположенным строго последовательно, на которой транзитные парки размещены с обеих сторон парка отправления. Прибытие поездов против направления роспуска осуществляется с помощью кольцевого подхода.
В варианте рис. 7, б показана сортировочная станция с комбинированным расположением парков, а поэтому с сокращенной общей длиной. На ней парки отправления и транзитные парки размещены с обеих сторон сортировочного парка, в связи с чем ходовой путь уложен под сортировочной горкой.
В варианте рис. 7, в парки отправления соединены непосредственно с сортировочным парком.
Расчеты советских ученых показали, что автоматизация рентабельна уже при переработке 800—1200 вагонов в сутки. Так как автоматизация сортировочных станций как большой, так и малой мощности создает условия для значительного повышения производительности и облегчения условий труда, то она должна применяться не только на новых, но и на существующих станциях. На станциях, разработанных с соответствующим путевым развитием (рис. 8), автоматизация позволяет, кроме того, концентрировать сортировочную работу и тем самым дает высокую эффективность.

Схемы односторонних сортировочных станций
Рис. 7. Схемы односторонних сортировочных станций советских железных дорог (по Никитину):
а — последовательное расположение парков; б — параллельное расположение сортировочного парка и парка отправления, в — комбинированное расположение парков; А — парк отправления, В — горка; Bw — локомотивное хозяйство, D — транзитный парк, Ё — парк приема; 1 — сортировочный парк, 2 — вагонное хозяйство; 3 — объединенное локомотивное и вагонное хозяйство; 4 — разделение маршрутов прибытия и отправления с пересечением путей в разных уровнях, 5 —варианты устройства кольцевого подхода; 6 — грузовой двор; 7 — подъездные пути; 8 — площадь для расширения станции
Схема новой односторонней сортировочной станции
Рис 8 Схема новой односторонней сортировочной станции советских железных дорог·
А — парк отправления, В — горка, Bw+Bww — объединенное локомотивное и вагонное хозяйство, Е — парк приема, Ей £2 —пути прибытия поездов, Oj, 02 —пути отправления поездов, Ri — сортировочный парк, Trl, Тг2 — транзитные парки, U — перегрузочный склад

Схема станции подобного типа показана на рис. 8, на котором пути, подлежащие строительству, изображены пунктиром. Эти пути устраняют враждебные маршруты, недопустимые при определенной мощности, как, например, пересечение пути Е2 по приему поездов против направления роспуска с путем 02 для поездов, следующих в восточном направлении в обход сортировочной станции.
Парки для переприцепки вагонов, называемые транзитными, располагаются с обеих сторон парка отправления. Обращает на себя внимание большое расстояние, получающееся из конструкции путевого развития между сортировочным парком и парком отправления.

 
« Сортировочные станции   Специальные комплекты подкладок »
железные дороги