Содержание материала

Цель и назначение товарной конторы

Здание товарной конторы является служебным зданием железной дороги. Согласно его первоначальному назначению оно имеет служебные помещения управления железных дорог, в которых осуществляется работа, связанная с приемом и выдачей грузов (обработкой грузовых документов).
В частности, сюда относятся:
а)  мероприятия от предварительного планирования до подготовки транспортных, транспортно-вспомогательных и перегрузочных средств для погрузки и выгрузки;
б)  работа, связанная с проверкой и обработкой перевозочных документов, а также с производством расчетов;
в)  работа по контролю и розыску.
Таким образом, они являются прежде всего посредником между железной дорогой и клиентами в коммерческом отношении. В настоящее время все больше стараются размещать всех работающих на стыке железнодорожного транспорта с автомобильным в одном здании для комплексного и рационального выполнения транспортных и грузовых работ.

Служебные помещения.

Тип и объем работы определяют потребность, размер и положение помещений в здании товарной конторы.
По объему ежесуточно перегружаемых грузов (в транспортных тоннах — тр. т*) различают в основном следующие устройства по обработке грузов: небольшие <80 тр. т; средние от 80 до 120 тр. т; большие >120 тр. т.
Для больших устройств существует следующая потребность в помещениях:
а)  помещения для обслуживания клиентов: операционный зал, рабочие помещения для проверки накладных, вагонной службы, розыскной группы и группы рассмотрения претензий, заведующего товарной конторой, касса;
б)  помещения для обработки накладных при приеме и отправлении грузов;
в)  помещения общего управления: «труд и заработная плата», кадры, секретариат;
г)  помещения для нежелезнодорожных организаций: транспортные организации и организации для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
д)  социально-бытовые помещения:   столовая, раздевалка, душевая,
помещения для учебы и собраний, туалеты;
е)  вспомогательные помещения: для складирования, архива, уборщиц, топлива, технических приспособлений.
Действительная потребность в площади товарной конторы должна определяться существующим или перспективным объемом перевозок на основании опытных данных. Для небольших и средних грузовых устройств число необходимых помещений может ограничиваться соответственно небольшой потребностью в персонале, причем разделение на общедоступные помещения (операционный зал) и служебные помещения должно сохраняться в каждом случае.
* Транспортная тонна — тр. т — это общее перерабатываемое количество груза, перегружаемый груз и местный груз (отправление и поступление).

Рис. 47. Сооружения небольшой и средней величин для перегрузки штучных грузов; пути у склада сквозные или тупиковые
Сооружения небольшой и средней величин для перегрузки штучных грузов
Размер комнат служебных помещений зависит от числа человек, работающих в одной комнате. Для расчетов берется потребность в площади, равная приблизительно 9 м2 на человека. Целесообразно размещать в одной комнате двух ответственных исполнителей, так как в этом случае они могут лучше замещать друг друга. В больших конторах с поточным обслуживанием (открытые операционные столы) необходима меньшая площадь на человека — около 6,5 м2. Помещение для заведующего конторой должно иметь площадь 18—20 м2 и должно позволять принимать посетителей.
Социально-бытовые помещения по своему числу и величине должны соответствовать установленным законом условиям. Необходимо учитывать возможность использования соответствующих помещений в близлежащих зданиях.
Помещения товарной конторы и отдельные рабочие места надо размещать так, чтобы работа с клиентурой и внутрислужебная работа могли выполняться технологически целесообразным способом по кратчайшим расстояниям.

Рис. 48. Сооружения небольшого и среднего размеров для перегрузки штучных грузов; товарная контора располагается между складами для приема и отправления грузов

Операционный зал должен находиться, например, на первом этаже и располагаться на кратчайшем расстоянии от городской улицы. В соединении с операционным залом находятся все помещения, в которых клиент имеет дела, если он не обслуживается через открытые операционные столы в средних и больших товарных конторах.

Рис. 49. Сооружение больших размеров сквозного типа для перегрузки штучных грузов; товарная контора располагается внутри

Сооружение больших размеров сквозного типа для перегрузки штучных грузов

 Комната заведующего конторой должна быть расположена удобно для клиентов и по отношению к служебным помещениям. Определяющим фактором для расположения служебных комнат является путь прохождения накладной и ее различные степени обработки.
Служебные помещения общей администрации могут быть расположены с социальными помещениями на втором этаже. Для размещения вспомогательных помещений служит подвал.

Месторасположение.

Из назначения товарной конторы вытекают требования ее месторасположения. Она должна удобно располагаться к: сети автомобильных дорог; путевому развитию;
перегрузочным устройствам (штучный и повагонный грузы).
На небольших станциях товарная контора часто соединяется с крытым складом и зданием вокзала (преимущество совместного обслуживания).
Зачастую товарные конторы примыкают к крытым складам. Основанием для этого являются технологические и строительные преимущества. В зависимости от расположения крытых складов для этого имеются различные возможности (рис. 47—52).

Рис. 50. Сооружение больших размеров тупикового типа для перегрузки штучных грузов; товарная контора располагается внутри
Сооружение больших размеров тупикового типа для перегрузки штучных грузов

Схема большого сооружения для перегрузки штучных грузов; товарная контора располагается поперек по отношению к складам
Рис. 51. Схема большого сооружения для перегрузки штучных грузов; товарная контора располагается поперек по отношению к складам, пути лежат внутри и оканчиваются тупиком
Рис. 52. Схема большого сооружения для перегрузки штучных грузов; товарная контора лежит поперек к складам, пути располагаются с внешней стороны и оканчиваются тупиком

Разделять товарные конторы как крытые склады по приему и отправлению грузов для возможности расположения их перед соответствующими частями склада нецелесообразно.