Снежные заносы

Снежные заносы — отложения снега на железнодорожном пути и территориях станций. Первичные отложения, образующиеся на поверхности земли при непосредственном выпадении снега, создают равномерный покров сравнительно небольшой толщины. Вторичные отложения, возникающие из метелевого снега, приносимого ветром, достигают несколько метров и обычно бывают не равномерными по толщине. Снегозаносимые участки железнодорожного пути характеризуются двумя признаками: категорией заносимости, зависящей от поперечного профиля земляного полотна, и степенью заносимости, определяемой количеством снега (в м3 на 1 м пути), приносимого к пути в наиболее снежную зиму.
Снежные заносы
Путь, расположенный на насыпи, высота которой больше высоты снежного покрова в данном районе, во время метели не заносится, т. к. насыпь служит препятствием, вызывающим сжатие снего-ветрового потока, и поэтому его скорость над насыпью увеличивается (рис. 1). Однако при этом наблюдаются два воздушных потока (рис. 2), которые встречаются над насыпью, образуя зоны завихрения и затишья, в результате чего из снего-ветрового потока выпадает снег. При значит, ширине основной площадки на пей образуется вал, имеющий вид завихрённого гребня. Нулевые места и выемки на косогоре заносятся при снего-ветровом потоке, дующем как сверху вниз (рис. 3,а), так и снизу вверх по косогору (рис. 3,6). Гребешки, образующиеся от выдавливания снега около рельсов ребордами колёс проходящего поезда, создают условия заноса рельсов на высоту этих гребешков. Следующий поезд вновь выдавливает гребешки, и занос увеличивается до нового уровня гребешков. Не срезанные своевременно гребешки затрудняют движение поездов. Выемки глубину 0,4—8,5 м подвержены сильным заносам (глубину более 8,5 м заносятся сначала с наветренного откоса).
По заносимости снегом различают три категории пути. К I категории относятся выемки глубину более 0,4 м, нулевые места, располож. на косогорах, участки на перегонах с путями в разных уровнях, территории станций; ко II (меньшей заносимости) — выемки глубину до 0,4 м и нулевые места, кроме располож. на косогорах; к III — мелкие насыпи выс. до 0,65 м, насыпи выс. до 1 м на косогорах и сильно заносимых участках пути. По заносимости участки пути делят участках кол-во снега, приносимого за зиму, составляет более 600 м3 на 1 м пути,  на сильнозаносимых — 400—600, на среднезаносимых — 200—400 и на слабозаносимых — до 200 м3 на 1 м пути. Для защиты особосильнозаносимого участка необходимы полосные лесонасаждения по индивидуальным проектам или двухрядные заборы выс. 5,2—6,2 м с расстоянием 80—120 м между ними. Возможно применение забора выс. 6,2— 6,7 м и щитовой линии выс. 2—2,5 м со стороны поля на расстоянии 80—100 м от него. В исключит, случаях следует устраивать многорядную щитовую линию, дополненную поперечными и косыми рядами. Защита сильнозаносимых мест осуществляется также полосными лесонасаждениями или двухрядными заборами выс. 4,2—5,2 м с расстоянием между ними 60—80 м, забором выс. 5,2—6,2 м и щитовой линией со стороны поля на расстоянии 60—80 м от него или двумя рядами щитов с расстоянием между ними 50— 60 м. Среднезаносимые участки обычно защищают полосными лесонасаждениями или двумя рядами щитов с расстоянием между ними 50—60 м. На слабозаносимых участках устраивают полосные лесонасаждения или ставят один ряд щитов. Наряду с защитой главных путей от снежных заносов создают надёжную контурную защиту станционных путей, которая представляет собой многорядные лесозащитные полосы или пост, заборы. Для уменьшения скорости снего-ветрового потока устраивают стенки и траншеи, наиболее эффективные при снегозадержании.
Для очистки пути от снега при высоте снежного покрова до 1,5 м применяются плуговые снегоочистители, при выс. 2—3 м — таранные снегоочистители, при выс. до 4,5 м — электрическое 2- и 3-роторные снегоочистители; для отвалки снега от пути — струги-снегоочистители, для уборки снега на станциях — снегоуборочные машины. Стрелочные переводы очищают от снега пневматические способом (сжатым воздухом) или тепловым (основные на выделении тепла нихромовой спиралью, помещенной внутри стальной трубки, или газовой горелкой).

 
« Смягчение уклонов в кривых   Содержание длинных рельсов в пути »
железные дороги