Главная >> Железнодорожный путь >> Размеры основной площадки земляного полотна

Размеры основной площадки земляного полотна

Минимальная ширина основной площадки земляного полотна в первую очередь зависит от размеров балластной призмы; при этом практикой установлена минимальная ширина обочин в 0,45 м, считая от подошвы балласта. Принятая ширина обочин позволяет не только производить подъемку пути без потери балласта, но обеспечивает также необходимый запас по ширине насыпи на случай осыпания бровки и оседания обочин в результате размыва, распучивания и оседания откосов. Некоторые железные дороги, особенно те, на которых принята большая толщина балласта, чтобы создать достаточный упор для откосов балластной призмы, принимают ширину обочин 0,75 м, считая от подошвы балласта.
Согласно рекомендациям AREA минимальная ширина основной площадки земляного полотна для однопутных линий при стандартной ширине колеи принята 6,10 м при ширине обочин 0,45 м, считая от подошвы балласта. Для двухпутных и многопутных линий ширина основной площадки земляного полотна увеличивается на ширину междупутья. Эти размеры являются одинаковыми для насыпей и для выемок, так как подрельсовая часть земляного полотна в выемках рассматривается как низкая насыпь.
Основная площадка земляного полотна на однопутных линиях, как правило, делается горизонтальной на длину шпалы; на протяжении же от конца шпалы до бровки основной площадке для отвода атмосферных осадков придается уклон 1 : 24. На двухпутных линиях основную площадку устраивают горизонтальной в пределах междупутья.
В кривых для размещения откоса повышенной балластной призмы основная площадка уширяется с наружной стороны кривой. При возвышении наружного рельса 50 мм и более допускается некоторое уменьшение ширины обочины с внутренней стороны кривой, однако уширение основной площадки с внешней стороны кривой, с целью размещения откоса повышенной балластной призмы, в этом случае полностью компенсирует допущенное уменьшение ширины обочины с внутренней стороны кривой.
Для компенсации оседания грунта вследствие уплотнения ширина основной площадки земляного полотна на высоких насыпях обычно увеличивается. Даже в тех случаях, когда в период строительства были применены необходимые мероприятия для получения максимального уплотнения грунта, ширину основной площадки на высоких насыпях все же несколько увеличивали на случай возможного оседания.

В настоящее время в отличие от прежней терминологии общепринятыми являются следующие значения терминов: roadbed — основная площадка земляного полотна как на насыпях, так и в выемках, включая обочины, служащая непосредственным основанием для балластной призмы и других элементов верхнего строения пути; roadway— земляное полотно, под которым подразумевается полное сечение насыпей и выемок, включая кюветы, нагорные канавы и земляные работы, выполненные при пересечении водотоков и автомобильных дорог

Ширина земляного полотна в выемках.

Ширина земляного полотна в выемках увеличивается для размещения кюветов. Ранее кюветы устраивались глубиной на 0,30 м ниже бровки земляного полотна и шириной по дну 0,45 м.

В глубоких и длинных выемках ширину кюветов обычно увеличивали для уменьшения затраты труда на их очистку. В настоящее время имеется тенденция к устройству во всех случаях кюветов достаточной ширины не только для улучшения условий водоотвода, но также и для того, чтобы обеспечить резервную площадь для размещения сбрасываемого с пути снега и для приема грунта, смываемого с откосов.
Крутизну откосов насыпей и выемок, в соответствии с углом естественного откоса большинства грунтов, принимают 1 : 1 1/2.  Если откосам вновь сооруженных насыпей и выемок будет придана несколько большая крутизна, то уже в течение короткого времени произойдет их уположение. В некоторых районах на Западе, где сумма годовых осадков относительно невелика, а грунты не подвержены размыву, на нескольких дорогах принята крутизна откосов в выемках 1 : 1. С целью уменьшения строительной стоимости в скальных выемках крутизну откосов увеличивают, принимая обычно: для легковыветривающейся скалы 1 : 0,5, а для слабовыветривающейся скалы — 1 : 0,25.
В прежнее время террасирование откосов насыпей и выемок применялось мало, однако современная практика строительства высоких насыпей и глубоких выемок предусматривает для повышения устойчивости их откосов применение этого мероприятия. Террасирование особенно рекомендуется для повышения устойчивости откосов высоких насыпей, отсыпаемых из переувлажненных грунтов.

практические рекомендации area
В результате тщательного изучения принятых на железных дорогах размеров земляного полотна комитет AREA по земляному полотну и балласту одобрил следующие рекомендации, приводимые ниже с коррективами, внесенными в 1953 г.
Вследствие большого разнообразия местных условий следует считать нецелесообразным разработку единых норм ширины земляного полотна и крутизны откосов насыпей и выемок. Однако определять эти размеры рекомендуется с учетом перечисленных ниже факторов.
Некоторые из факторов, от которых зависит ширина земляного полотна и крутизна откосов, имеют общее значение, тогда как другие являются местными и носят специфический характер. Отсюда следует, что стандартные требования должны основываться на общих для всех линий дороги условиях и могут изменяться в зависимости от местных условий.
Для возможности учета таких изменений в общих условиях следует предусмотреть некоторые допуски. Однако было бы неэкономично устанавливать ширину основной площадки земляного полотна по всей дороге на основании условий, хотя бы и достаточно часто повторяющихся, но характерных только для относительно небольшого по протяжению участка дороги. Таким образом, вначале необходимо установить факторы и условия, имеющие всеобщее распространение, а затем имеющие лишь местное значение.

А. ШИРИНА ОСНОВНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Условия, определяющие стандартную ширину

  1. Балластная призма. В вопросе установления ширины основной площадки земляного полотна важнейшее значение имеют размеры балластной призмы. Толщина балластного слоя, а следовательно, и ширина его поиизу в значительной степени зависят от размеров грузооборота. Большинством железных дорог приняты два размера балластной призмы: один для главных, а другой для второстепенных линий; на некоторых же дорогах принят еще и третий размер—для ветвей.

Размеры балластной призмы устанавливаются в зависимости от грузооборота, ожидаемого на 15-й или 25-й год эксплуатации. Длительность этого периода зависит от первоначальной стоимости строительства линии и стоимости последующего уширения земляного полотна. Было бы неэкономично задаваться такими размерами балластной призмы на будущее, чтобы проценты на дополнительные затраты, связанные с приданием большей ширины земляному полотну при строительстве линии, превысили бы стоимость уширения земляного полотна в процессе эксплуатации, когда это окажется необходимым. Размеры этих дополнительных затрат в значительной степени зависят от грузооборота.

  1. Эрозия грунтов и оседание насыпей. В целях противодействия осыпанию и расползанию грунта земляного полотна, происходящим в результате оседания, размыва и пучения грунтов, необходимо предусмотреть некоторый запас по ширине земляного полотна. Это относится к нормальному оседанию земляного полотна вследствие уплотнения грунтов, практически наблюдающемуся во всех насыпях, кроме подвергнутых особенно тщательному уплотнению, и не распространяется на случаи оседания насыпей вследствие осадок грунтов основания, за исключением незначительных осадок в результате нормального уплотнения грунта основания весом насыпи и подвижного состава. Подобное оседание происходит повсеместно, даже в выемках (хотя бы и в незначительных размерах), и не имеет ничего общего с просадкой грунтов основания, связанной с боковым выпиранием грунта. Оседание насыпей связано также с повсеместно распространенной эрозией откосов и сб тушением обочин.

Размеры необходимого уширения основной площадки земляного полотна на насыпях зависят от различных условий. Оно может быть меньше в случае применения современных методов строительства, обеспечивающих более тщательное уплотнение грунта насыпей, и должно увеличиваться в случае преобладания в районе линии грунтов, подверженных эрозии под воздействием атмосферных осадков и ветра, а также в местностях с сильными ливнями и бурями.
Ширина основной площадки земляного полотна в выемках не зависит от оседания грунта, однако и в этом случае наблюдается осыпание бровки; кроме того, необходимо предохранить полотно от бокового размыва водой, стекающей по кюветам. Учитывая одинаковые условия работы земляного полотна в насыпях и выемках, большинство железных дорог считает желательным сохранение в выемках той же ширины основной площадки земляного полотна, что и на насыпях.
Чтобы обеспечить достаточный упор для балластной призмы, ширина обочин при эксплуатации должна поддерживаться не менее чем в 0,45 м, считая от подошвы откоса балласта. Для этого, учитывая также необходимый запас на естественную эрозию и оседание грунта, обычно требуется, чтобы стандартная ширина основной площадки земляного полотна была на 1,5 м больше, чем ширина балластной призмы понизу *.

  1. Принятая ширина земляного полотна. Еще в 1937 г. крупнейшим железным дорогам была разослана анкета с запросом о принятой ими ширине основной площадки земляного полотна. Ответы были получены от 31 дороги общим протяжением 212 000 км. Из полученных ответов видно, что наименьшая ширина основной площадки земляного полотна на насыпях составляет 5,50 м, а наибольшая —7,32 м, средневзвешенная ширина составляет 6,25 м.

Ниже приводятся ширина основной площадки земляного полотна по данным опроса и процентное отношение длины участков с разной шириной к общему протяжению обследованных дорог.

Минимальная ширина основной площадки земляного полотна на второстепенных линиях колеблется от 4,88 до 6,71 м, средневзвешенная ширина составляет 5,87 м. Для ветвей эта ширина колеблется в тех же пределах, но средневзвешенное значение составляет 5,33 м.
Особые и местные условия, определяющие ширину основной площадки земляного полотна. Хотя назначение основной площадки на насыпях и в выемках одинаково, условия сооружения и содержания земляного полотна в обоих случаях различны. Насыпи являются инженерным сооружением, и их состояние определяется свойствами грунтов основания под ними, грунтов, из которых они отсыпаны, и способом производства строительных работ.
Насыпи

  1. Высота насыпей. Высокие насыпи подвержены не только большему оседанию вследствие уплотнения грунта, из которого они отсыпаны, но также и большим просадкам в грунты основания вследствие их большого веса, а также вследствие того, что под ними нередко залегают более слабые грунты. При сооружении насыпей им принято давать некоторый запас по высоте из расчета ожидаемой осадки грунта, при этом около мостов дают лишь ограниченный запас, величина которого не должна превышать ожидаемой величины осадки за период строительства. За исключением специально уплотняемых для уменьшения осадок насыпи продолжают садиться длительное время после начала эксплуатации. Хотя значительная часть осадок насыпи происходит в период строительства, однако всегда можно ожидать их продолжения и в дальнейшем. Ликвидация оседания насыпей, вызванного указанными двумя причинами, производится последовательными подъемками на балласт, в результате чего ширина насыпи может оказаться недостаточной для размещения балластной призмы.

Таким образом, на высоких насыпях около мостов и на других участках пути, где должны быть выдержаны проектные отметки, необходимо вместо запаса по высоте, как это было принято ранее, предусматривать дополнительное уширение поверху. При тщательном уплотнении отсыпаемого грунта необходимую величину уширения можно уменьшить. Применение в современной практике для транспортировки грунта при сооружении насыпей автосамосвалов и послойная укатка насыпей делают необязательными некоторые предосторожности, необходимые ранее. Однако многие все же считают необходимым дополнительное уплотнение грунта кулачковыми катками.
Чем выше насыпь, тем больше атмосферных осадков выпадает на ее откосы и тем больше вызываемый ими размыв грунта около подошвы. При этом увеличивается крутизна средней части откоса и уменьшается обочина. Обычно размерами этого процесса можно пренебречь, однако в некоторых легко размываемых грунтах рекомендуется уширение полотна поверху, особенно если линия проходит в ливневых районах. Укреплением откосов растительностью, уположением их или террасированием можно исключить необходимость такого уширения.

  1. Осадки насыпей. Уплотнением грунта можно ограничить его усадку, однако это мероприятие бесполезно против осадок насыпей вследствие слабости грунтов основания. Там, где бурением и опробованием грунта установлена возможность осадок, а слабые подстилающие насыпь грунты основания нельзя вырезать или заменить, или там, где осадки насыпи уже наблюдались в период строительства, необходимо предусмотреть значительное увеличение ширины земляного полотна поверху, учитывая, что такие осадки могут продолжаться в течение многих лет.

1 Иными словами, ширина обочин для иовых линий рекомендуется этими правилами в 0,75 м с каждой стороны полотна.

  1. Прочие условия. Во всех случаях, когда возникает необходимость в уположении откосов насыпей вследствие отсыпки их из неустойчивых или переувлажненных грунтов, или в целях борьбы с подмывом подошвы насыпей реками, в дополнение к прочим мероприятиям следует несколько увеличивать ширину насыпи поверху.

Выемки

  1. Кюветы Наиболее важным фактором, определяющим ширину выемок, является ширина кюветов. Согласно действующим техническим условиям кюветы должны иметь минимальные ширину и глубину и допускать увеличение их сечения в случае необходимости обеспечить отвод дополнительного количества воды.

Эту потребность можно уменьшить, сооружая там, где это возможно, нагорные канавы выше бровки выемки с верховой ее стороны; при этом очевидно, что неэкономично уширять выемку с целью отвода воды, которую можно перехватить, не допустив ее до выемки.
В длинных выемках для отвода дождевых осадков, выпадающих на откосы и основную площадку земляного полотна, кюветы необходимо уширять. Сечение кюветов определяется уклоном пути. При более крутых уклонах для предохранения полотна от размыва необходимо уширять кюветы или укреплять их мощением, или применять оба мероприятия одновременно.

  1. Преимущества более широких выемок. Дополнительное уширение глубоких выемок в определенных пределах может оказаться целесообразным. В этом случае возможно устройство кюветов большого сечения и такой глубины, чтобы обеспечить хороший отвод воды от земляного полотна, а также перехват грунтовых вод для осушения грунтов подрельсовой части полотна. Кроме того, в этом случае обеспечивается большая площадь для накопления продуктов смыва с откосов и уменьшается потребность в очистке кюветов.

В местностях с сильными снегопадами увеличение ширины кюветов дает заметные преимущества, уменьшая мощность отложений снега и предоставляя место для свалки снега, очищаемого с пути.
Эти соображения следует принимать во внимание при проектировании новых линий. Недоучет этих обстоятельств часто приводил на более позднем этапе к значительным затратам на содержание кюветов или на их последующее уширение.
Б. КРУТИЗНА ОТКОСОВ Откосы в рыхлых грунтах
Крутизна откосов земляного полотна в первую очередь определяется углом естественного откоса грунта. Для большинства рыхлых грунтов угол естественного откоса близок к I : I  /2 *,. Эта крутизна принята в качестве стандарта для откосов как насыпей, так и выемок, при отсутствии каких-либо особых условий.

* Следует иметь в виду, что это мероприятие далеко не во всех случаях дает необходимый эффект. Мероприятия по борьбе с деформациями откосов выемок следует назначать индивидуально на основании данных инженерно-геологического обследования в каждом отдельном случае.


Вновь отсыпанные насыпи обычно сохраняют устойчивость при крутизне откосов, лишь несколько превышающей 1 : 1 1/2. Свеже сооруженные выемки, напротив, нередко в течение длительного времени сохраняют устойчивость при значительно более крутых откосах, однако с течением времени вследствие распучивания и размывов откосы в выемках принимают то же очертание, что и в насыпях, отсыпанных из тех же грунтов.

  1. Влияние эрозии и выветривания. Даже в тех случаях, когда принятая крутизна откосов не превышает угла естественного откоса влажного или сухого грунта, в результате выветривания грунтов происходит обрушение и уположение верхней части откоса н еще большее уположение нижней части вследствие отложения материала смыва у его подошвы.

Длина откоса крутизной 1 ; 2 приблизительно на 1/3 больше, чем длина откоса 1 : I 1/2, и, следовательно, такой откос получает дождевых осадков на 1/3 больше. В результате этого накопление смытого материала у его подошвы может быть так же велико или даже больше, чем у более крутого откоса. При уширении выемок обычно предусматривают устройство полок для накопления значительных объемов смываемого с откосов грунта.

  1. Оползания откосов. При оползании откосов выемок, происшедших как при их сооружении, так и во время эксплуатации, необходимо производить вырезку грунта до установления естественного равновесия, тем самым автоматически уполаживая откос *.

Если насыпь подвергается насыщению водой, затапливающей ее откосы на некоторую высоту, то для стабилизации такой насыпи применяют уположение откосов ниже уровня воды, террасирование или отсыпку каменных контрбанкетов достаточного объема, чтобы противостоять возросшему давлению насыщенного водой грунта насыпи. Отсыпка контрбанкетов обычно является мерой более дешевой, чем уположение откосов, и поэтому широко применяется большинством железных дорог. Контрбанкеты должны возвышаться на достаточную высоту над уровнем воды с тем, чтобы служить защитой от волн и ледохода.

  1. уширение выемок или уположение их откосов. Если для отсыпки насыпи необходимо взять из выемки больше грунта, чем это может быть получено при разработке выемки нормального

сечения, то возникает вопрос об относительной целесообразности уширения выемки или уположения ее откосов. При уположении откосов увеличивается их длина и соответственно возрастает интенсивность их размыва, также увеличивается и объем смываемого дождями грунта. Для глубоких выемок при этом может оказаться необходимым дополнительное уширение полосы отчуждения. Применение откосов более пологих, чем угол естественного откоса грунта, не дает особых преимуществ, в то время как экономия, полученная при уширении выемок, в необходимых случаях может оказаться весьма значительной.
Исключение составляют мелкие выемки в снегозаносимых районах, где уположение откосов до крутизны, например 1 : 4, уменьшает количество отлагающегося в выемке снега. Избыточный грунт используется для отсыпки насыпей. При уположении откосов от крутизны 1 :  1  1/2 до крутизны 1 :2 ширина выемки увеличивается на половину ее глубины, что может оказаться с позиций уменьшения снегозаносимости выемки желательным во многих случаях.

На большинстве откосов следует сохранять растительность, которая связывает рыхлые грунты и препятствует их эрозии. Когда крутизна откоса при этом не превышает угла естественного откоса грунта, растительность хорошо укрепляетоткос, если грунт достаточно богат гумусом для ее произрастания; если же этих условий нет, то уположение откоса не дает эффекта.
Отсыпка новой насыпи скреперами


Рис. 1. Отсыпка новой насыпи скреперами с ковшами емкостью 5,35 м3

  1. Террасирование. Лишь немногие дороги применяют террасирование откосов в сколько-нибудь значительном объеме, при этом встречается значительное разнообразие в ширине и высоте террас. Почти всегда это мероприятие применяют на насыпях. Одна из западных дорог принимает ширину террас в 1,80 м при высоте насыпи более 7,5 м, с добавлением одной террасы шириной 3,60 м при высоте насыпи более 15,0 м.


В некоторых случаях возникает необходимость в террасировании откосов глубоких выемок с устройством на террасах мощеных канавок с самостоятельными выпусками из них по концам выемки. Очевидно, в этом случае, чтобы быть эффективным, террасирование требует особенно тщательного выполнения. Если, например, не будет выдержан продольный уклон террас, может произойти перелив воды из канавок в пониженных точках, что может оказать более разрушающее действие, чем если бы вовсе не устраивать террасирования.
Скальные грунты
Для скальных выемок вследствие разнообразия пород, подходящих под классификацию скальных, трудно установить общие правила их разработки. В каждом отдельном случае условия разработки должны оцениваться индивидуально. Техническими условиями крутизна откосов обычно устанавливается для легко- выветривающейся скалы в 1 : 0,5 и для слабовыветривающейся скалы I : 0,25, но при этом следует учитывать местные условия. Некоторые прочные скальные породы хорошо держат вертикальный откос, но большинство требует некоторого уположения, особенно в глубоких выемках.
У подошвы откоса рыхлых пород (делювий), покрывающих скальные породы, должна оставляться берма шириной не менее 1,5 м: ширину бермы увеличивают при мощности рыхлых пород более 3,0 м.
Выводы

  1. Стандартную ширину основной площадки земляного полотна следует определять исходя как из условий стоимости строительства, так и из условий удобства эксплуатации.

При определении ширины основной площадки земляного полотна необходимо исходить из установленной ширины балластной призмы и учитывать запас на естественное оседание грунта вследствие уплотнения, а также запас на возможный размыв откосов и обочин.

  1. Основными условиями, учет которых может потребовать увеличения ширины основной площадки более нормальной, являются: в выемках — условия отвода воды, а на насыпях— их высота и интенсивность оседания.
  2. Стандартная крутизна откосов насыпей и выемок должна быть несколько меньше, чем угол естественного откоса грунтов в рыхлом состоянии, из которых они отсыпаны. Этому условию обычно отвечает крутила откоса 1:1 •/*•
  3. Основным условием, требующим уположения откосов, является неустойчивость грунта; однако уположение откосов высоких насыпей и глубоких выемок требует значительного дополнительного объема земляных работ, поэтому в нужных случаях необходимо исследовать возможность применения других способов укрепления откосов, например дренированием выемок и устройством контрбанкетов у насыпей
  4. При условии тщательного выполнения работ можно на высоких насыпях и в глубоких выемках с успехом применять террасирование откосов, однако обычно в этом нет необходимости.
  5. При сооружении каждой выемки и насыпи необходимо тщательно изучить местные условия с тем, чтобы установить, следует ли при их сооружении отступить от стандартных размеров, и если следует, то в каком направлении и на сколько.

В.            ОСАДКИ НАСЫПЕЙ Оседание вследствие уплотнения тела насыпи
Оседание свежеотсыпанной насыпи вследствие уплотнения грунта тела насыпи почти полностью зависит от двух условий: от свойств грунта, из которых она отсыпана, и от способов производства строительных работ.
Уплотнение новой насыпи
Рис. 2. Уплотнение новой насыпи в процессе строительства колонной скреперов, двигающихся каждый по отдельной колее

  1. Род грунта. Насыпи, отсыпанные из скальных грунтов, не подверженных выветриванию, и из гравия практически не уплотняются, уплотнение чистых песков также очень невелико. В случае применения других грунтов решающим условием является способ отсыпки. Независимо от этого условия оседание насыпи вследствие уплотнения грунтов ее тела обычно возрастает с увеличением содержания в грунте глинистых фракций или органических веществ или тех и других одновременно. Наибольшему оседанию подвержены сильно набухающие при разработке глины.
  2. Способы производства строительных работ.

Ожидаемую осадку уплотняющихся с течением времени грунтов можно ограничить укаткой с одновременным регулированием влажности, приближая ее к оптимальной влажности, установленной опытным путем. В насыпях, отсыпаемых разгрузкой грунта сверху, как, например, при засыпке труб, при уширении насыпей, а также в насыпях, сооружаемых отсыпкой с головы, естественная величина уплотнения грунта не может быть сколько-нибудь значительно уменьшена в процессе отсыпки, поэтому в таких случаях необходимо применение дополнительного уплотнения. Насыпи, отсыпаемые с применением тяжелых транспортирующих механизмов,тракторных прицепов и скреперов (рис. 1 и 2), а также отсыпаемые поездной возкой с подъемкой пути, обычно хорошо уплотнены и дают небольшую осадку. При наличии сухих грунтов или при строительстве насыпей под тяжелые нагрузки и высокие скорости движения следует производить уплотнение насыпей укаткой с добавочным увлажнением грунта поливкой водой.

  1. Запас на осадку. Легче увеличить высоту оседающей насыпи, чем понизить путь. Поэтому никакого запаса насыпям по высоте в расчете на ожидаемую осадку давать не следует, если только эта осадка не определяется известным уже из опыта поведением того же грунта в аналогичных условиях; однако в подобных случаях лучше предусмотреть дополнительное уширение насыпи по верху в тройном размере против ожидаемой осадки вследствие уплотнения.
  2. Оседание насыпей по сравнению с выемками. Все сказанное выше относится к оседанию насыпей вследствие уплотнения грунта после окончания их отсыпки. Усадка грунта в период строительства при транспортировке его из выемки в насыпь также зависит от рода грунта и способов производства работ, однако для учета объема земляных работ обычно достаточно в среднем принимать 10% на усадку. Прирост в объеме скального грунта необходимо, по возможности, определять по аналогии с наблюдавшимся приростом такого же грунта в таких же условиях.

Оседание вследствие податливости грунтов основания

  1. Известная осадка основания происходит под всеми насыпями, отсыпанными на любых грунтах, за исключением скальных. Она незначительна в песках и гравии. Относительная величина осадки под низкими насыпями обычно больше, чем под высокими.
  2. Такие осадки происходят вследствие сжатия и сдвига грунта под насыпью.
  3. Осадки этого вида следует предвидеть на болотах, заболоченных низинах и на местности, покрытой водой.
  4. В тех случаях, когда ожидаются значительные осадки, особенно осадки вследствие выпирания грунта, необходимо изучить свойства грунтов основания, отбирая пробы с достаточной глубины для разработки способов уменьшения осадок и определения потребного объема насыпи.
  5. При правильном производстве строительных работ предупреждают появление таких осадок посадкой насыпи на прочные грунты основания посредством:

а) осадки незаконченной насыпи применением поднасыпных взрывов или размывом слабого грунта струей воды;
б) вырезки слабых грунтов небольшими участками с заменой их доброкачественным грунтом, отсыпая его с головы строящейся насыпи;
в) комбинируя оба эти метода.

  1. Существующие железнодорожные насыпи, подвергающиеся осадкам, подлежат тщательному исследованию для определения рациональных мероприятий по их стабилизации.
 
« Разгрузка и дозировка балласта   Размывы берегов земляного полотна реками »
железные дороги