Главная >> Железнодорожный путь >> Пролетные строения

Пролетные строения

мост железнодорожный

Массивные мосты. Металлические мосты. Разводные мосты. Усиление и ремонт существующих мостов. Монтаж стальных пролетных строений и применяемое оборудование

Пролетное строение представляет собой ту часть моста, которая несет временную нагрузку и передает ее опорам и далее грунту.
Пролетные строения могут быть разделены на две большие группы: массивные и металлические.
Внедрение бетона в строительство привело к значительному прогрессу массивных сооружений. Для современных металлических пролетных строений характерно широкое использование широкополочных прокатных двутавров.

Определение грузоподъемности железных и стальных мостов

Все металлические пролетные строения должны быть проклассифицированы, т. е. должна быть определена грузоподъемность каждого из их элементов в определенных единицах. На ряде дорог эта классификация проводится относительно единиц расчетной нагрузки Купера, на других дорогах приняты иные системы нагрузки, соответствующие местным условиям.
В тех же единицах определяется воздействие на мосты, создаваемое каждым из типов обращающихся локомотивов и подвижного состава. Эти данные должны публиковаться.
Все новые типы локомотивов и вагонов должны также классифицироваться по их воздействию на мосты и эти данные должны сообщаться всем заинтересованным организациям.
Сведения о грузоподъемности каждого из элементов моста и о наибольшей допускаемой к обращению по этому признаку реальной поездной нагрузке, равно как и все происходящие изменения в этой части, должны своевременно сообщаться органам, ведающим эксплуатацией дороги.

Эксплуатация мостов

В связи со сравнительно большим сроком службы металлических мостов их содержание требует в общем большей затраты сил, чем сооружение. Состояние металлических пролетных строений необходимо проверять не реже 1 раза в год, причем все признаки быстрого износа и разрушения надо внимательно обследовать и фиксировать.

Текущие обследования.

При обследовании моста необходимо систематически осматривать все его части с тем, чтобы своевременно обнаружить наличие дефектов или такого состояния, которое, не будучи исправлено, способно привести к снижению безопасности сооружения. При наличии условий, создающих непосредственную угрозу безопасности сооружения, необходимо немедленно принять меры, требуемые обстановкой. В подобных случаях надлежит безотлагательно поставить в известность о положении инженера по мостам и непосредственно заинтересованные стороны. Другие дефекты, требующие устранения, следует отметить для включения в план работ следующего года.
При обследовании пролетных строений с фермами на болтах-шарнирах необходимо проверять возможность ослабления болтов и контргаек, а также износа шарниров и листов с отверстиями. По возможности, обследование следует проводить при движении поездов.
При обследовании опираний пролетных строений необходимо обращать внимание на положение и состояние кладки, надежность заанкеривания, работу подвижных опорных частей, отсутствие препятствий продольным перемещениям конструкции (наличие достаточного зазора у ее конца). Если при этом будут обнаружены какие-либо ненормальности, необходимо проверить, не имеются ли перемещения опор. Если наблюдениями установлено наличие таких перемещений, то необходимо провести более углубленное исследование, чтобы установить, требуется ли принять меры по устранению дефектов.

Усиление и ремонт.

Для обеспечения наибольшей продолжительности службы существующих пролетных строений весьма важное значение имеют мероприятия по содержанию мостов в хорошем физическом состоянии и по приспособлению их к воспринятию обращающихся нагрузок.
Необходимость усиления или ремонта таких сооружений может быть продиктована рядом причин: возрастанием веса и скоростей проходящих поездов, износом отдельных частей, повреждением атмосферными воздействиями.
Характер потребного усиления и ремонта стального сооружения зависит от его конструкции, физического состояния, рода металла, действующих напряжений, условий габарита и других индивидуальных для данного сооружения условий. Более подробное рассмотрение этого вопроса выходит за пределы настоящего справочника и содержится в ТУ AREA.

Натягивание ослабших стержней с проушинами.

В главных фермах с шарнирно-болтовыми узлами по истечении многих лет службы довольно часто наблюдается ослабление натяжения стержней за счет износа шарниров и проушин в местах соприкасания. Степень износа зависит от величины и характера загружения. При неодинаковом износе в различных узлах неравномерная работа отдельных элементов становится заметной. Ослабшие элементы ферм необходимо натянуть. Для этого применяют различные методы: а) натягиваемый стержень разрезают, в месте разреза ставят присоединенные к листам две стяжные муфты, которые приваривают или приклепывают к разрезанным концам стержня;
б)      стержень разрезают и после плотного прижатия проушин к шарнирам перекрывают накладками в месте разреза; в) небольшой участок стержня разогревают газовыми горелками до вишнево-красного цвета и в таком состоянии осаживают при помощи специальных приспособлений (рис. 1).

Укорочение ослабшего плоского раскоса в ферме моста
Рис. 1. Укорочение ослабшего плоского раскоса в ферме с шарнирными узлами с помощью стяжных болтов и разогревания осаживаемой полосы.
На рисунке показан момент измерения температуры полосы перед подтягиванием болтов
Второй метод не обеспечивает передачи натягиваемому стержню напряжений от постоянной нагрузки. Наиболее целесообразным является третий метод.

 
« Производство рельсов   Пропитка древесины »
железные дороги