Главная >> Железнодорожный путь >> Проектирование станций и узлов

Проектирование станций и узлов

Проектирование станций и узлов — выбор рациональных конструкций (схем) железнодорожных станций и узлов для их строительства, оптимального размещения отд. устройств (парков путей, сортировочных горок, локомотивного и вагонного хозяйства и др.) с учётом обеспечения рационального технологического процесса работы станции или узла и увязки этого размещения с планировкой прилегающей территории застройки и совместной работы железных дорог с др. видами транспорта. Научные основы П. с. и у. разработаны В. Н. Образцовым, труды которого посвящены главным образом вопросам станционного хозяйства, проектированию железнодорожных станций и трансп. узлов, вопросам планового распределения на железнодорожной сети сортировочной работы, проблемам объединения узлов и развития единой транспортной сети.

Проектирование станций и узлов заключается в разработке комплексного проекта строительства новых или переустройства (реконструкции) существующих станций и узлов. Железнодорожная станция — комплексное сооружение, состоящее из ряда разнообразных устройств, поэтому при проектировании (путевого развития, локомотивного, вагонного, пасс, и грузового хозяйств, устройств СЦБ, энергоснабжения, водоснабжения и др.) учитываются все факторы, влияющие на обеспечение нормального транспортного процесса. Комплекс этих устройств и систем должен обеспечивать беспрепятственный приём и отправление поездов, сортировку вагонов, экипировку и ремонт локомотивов, технического обслуживание вагонов, безопасность движения и маневровой работы, погрузочно-выгрузочную работу, охрану труда и др. При этом должны решаться также вопросы организации движения и тягового обслуживания на прилегающих направлениях. Проектирование станций и узлов тесно связано с вопросами эксплуатации железных дорог, изысканий и проектирования ж. д., путевым и локомотивным хозяйствами, с системами автоматики и телемеханики.
Основным исходными данными для разработки проекта новой станции или узла служат материалы топографические и инженерно-геологические съёмки территории, на которой размещается проектируемый объект, и данные о размерах грузовых и пассажирских перевозок на расчётные сроки. При проектировании переустройства станций и узлов исходными данными служат также материалы съёмки путевого развития и др. сооружений существующих раздельных пунктов, а также результаты обследования состояния и эксплуатационных работы действующих станций. Новые и реконструируемые станции и узлы проектируют в соответствии с потребной пропускной и перерабатывающей способностью на расчётные сроки с учётом перспективы дальнейшего их развития, а также строительства новых железных дорог и улучшения технического оснащения прилегающего полигона железнодорожной сети.
При проектировании раздельного пункта учитывают технического вооружённость железнодорожной линии, на которой он расположен: число главных путей, род тяги, систему сигнализации и связи, а также профиль и план пути на подходах к раздельному пункту. Большое влияние на схему станции и узла оказывают рельеф местности, наличие застройки, расположение насел, пунктов, предприятий. При проектировании учитываются взаимосвязь железных дорог с другими видами транспорта (автомобильным, водным, трубопроводным), спец. требования.
После получения исходных данных разрабатывают несколько немасштабных схем вариантов строительства (реконструкции) железнодорожной станции или узла; после сравнения и определения явных преимуществ двух вариантов оставляют их для дальнейшего подробного проектирования с целью детального сравнения. По каждому из оставление вариантов производят расчёт мощности основные технического устройств (число путей в каждом парке, предназначаются для грузового, пасс, и маневрового движения, погрузочно-выгрузочные фронты, устройства локомотивного хозяйства, путепроводные развязки, устройства электро- и энергоснабжения и др.). Затем разрабатывают масштабные планы станции или узла с нанесением рассчитанных мощностей устройств и определением оптимальных их взаимного размещения в увязке с максимально возможным применением типовых схем станций или узлов. По каждому виду устройств подсчитывают объёмы работ; определяют капитального вложения и эксплуатационных расходы по сравниваемым вариантам. На основе технико-экономических расчётов производят выбор оптимальных варианта; по принятому варианту разрабатывают проектную документацию по каждому виду хозяйств; подсчитывают объём работ и их стоимость с составлением объектных и сводной смет. После проверки экспертизой правильности принятых проектировщиками решений и сметной стоимости проект утверждается, что служит основанием для составления рабочей документации и включения объекта в план строительства (реконструкции).
Разработка проектной документации производится с соблюдением Строительных Норм и Правил, в т. ч. расположения станционной территории в профиле на площадке или на допустимых уклонах, в плане на прямой или с применением допустимых радиусов кривых. Длина станционной площадки определяется принятой полезной длиной путей и компоновкой взаимного размещения устройств.

 
« Проектирование железной дороги   Прожекторное освещение сортировочных станций »
железные дороги