Главная >> Железнодорожный путь >> Продольный профиль пути

Продольный профиль пути

Продольный профиль пути — проекция трассы ж. д. на вертикальную плоскость. На существующих линиях продольный профиль пути определяется уровнем головки рельса. Продольный профиль пути состоит из горизонтальных участков (площадок) и уклонов. Площадки и уклоны различных крутизны называются элементами профиля. При значит. разности уклонов смежных элементов (более 2—3) они сопрягаются вертикальной сопрягающей кривой.
Очертание П. п. п. влияет на безопасность и плавность движения поездов. Чем больше длина элементов профиля и меньше разность уклонов смежных элементов, тем меньше продольные усилия и ускорения, возникающие при движении поезда. Особенно неблагоприятны значит, изменения крутизны уклонов на тех участках пути, где изменяется режим работы локомотива (включение тормозов, сброс или набор тяги). К таким участкам относятся углубления профиля или уступы на крутых спусках, где согласно нормам проектирования принимается меньшая разность уклонов смежных элементов и большая их длина (т. н. рекомендуемые нормы). На участках, где поезда движутся в стационарном режиме, например на возвышениях профиля, ограниченных затяжными уклонами, допускается большая разность уклонов смежных элементов и меньшая их длина (т. и. допускаемые нормы).
В пределах раздельных пунктов должно быть обеспечено беспрепятственное и безопасное проведение маневровых операций. Поэтому очертания продольного профиля пути должны исключить самопроизвольный уход с путей раздельных пунктов подвижного состава, оснащённого роликовыми подшипниками. Благоприятным является вогнутое очертание П. п. п. раздельных пунктов с глубиной понижения от 0,45 до 0,55 м на каждые 1000 м полезной длины приёмо-отправочных путей. В трудных условиях раздельные пункты, на которых не предусматриваются маневровые операции, размещают на уклонах не круче 10%. При условии, что будут обеспечены удержание поездов вспомогательные тормозами локомотивов и трогание поездов с места.
Для бесперебойного движения поездов ограничивающие уклоны при совпадении их с кривыми в плане уменьшаются на такое значение, которое эквивалентно дополнит. сопротивлению от кривой; в кривых малых радиусов может потребоваться дополнит, уменьшение ограничивающих уклонов вследствие снижения силы тяги из-за уменьшения коэффициент сцепления колёс локомотива с рельсами (см. Смягчение уклонов в кривых). Смягчение ограничивающих уклонов производится также в тоннелях длиной 300 м и более и на подходах к ним со стороны подъёма, что компенсирует увеличение сопротивления воздушной среды в тоннеле и уменьшение коэф. сцепления колёс локомотива с рельсами. В благоприятных топографических условиях участки, предшествующие входным сигналам раздельных пунктов, размещают на уклонах, обеспечивающих трогание поездов с места.
Влияние продольного профиля пути на строительную стоимость ж. д. обусловлено высотой насыпей и глубиной выемок, определяющих объёмы земляных работ и необходимость возведения искусств, сооружений. От очертания продольного профиля пути зависят эксплуатационных расходы, поскольку П. п. п. влияет на скорости поездов, расход электроэнергия (топлива), а также расходы по содержанию пути, т. к. высота, глубина и протяжённость насыпей и выемок определяют расходы на борьбу со снежными заносами.
При реконструкции существующих ж. д. и строительстве вторых путей на однопутных железных дорог при проектировании продольного профиля пути стремятся максимально сохранить существующее земляное полотно и обеспечить минимум срезок и досыпок балласта. Системы автоматизированным проектирования на ЭВМ позволяют при разработке П. п. п. определять оптимальных по критерию приведённых строит, и эксплуатационных расходов вариант продольного профиля пути.

 
« Продление срока службы шпал   Проезжая часть моста »
железные дороги