Главная >> Железнодорожный путь >> Продление срока службы шпал

Продление срока службы шпал

Приспособления против растрескивания шпал.

Одним из наиболее распространенных методов борьбы с растрескиванием шпал является применение забивных торцовых скоб. Так как растрескиванию более подвержены шпалы из твердых пород леса, забивные скобы чаще применяют именно в этих шпалах. Однако дороги, где воздушная сушка шпал протекает в сухом климате, применяют эти скобы и для шпал из мягких пород леса. Забивные скобы изготовляют длиной от 127 до 152 мм из полосового железа шириной 19 мм и для облегчения забивки заостряют с одной стороны. Их изготовляют из гладкого или волнистого железа в форме букв S, U или С, а иногда им придают более разветвленную форму для захвата большего количества волокон. В зависимости от формы их нередко именуют S-образными или С-образными скобами На шпалах малого сечения забивают по одной скобе с каждого торца, на широких и толстых шпалах — по две.
Среди железных дорог существуют разногласия о времени забивки скоб. Большинство забивает их при штабелевании шпал для воздушной сушки. Некоторые дороги, однако, забивают скобы только после образования трещин, и есть, наконец, такие дороги, которые забивают скобы спустя три месяца после начала сушки с тем, чтобы древесина с торцов шпал успела несколько просохнуть до забивки скоб.
Существуют и другие приспособления для борьбы с растрескиванием шпал, одно из них известно под названием шпального сжима. Этот сжим состоит из двух стальных стержней, снабженных с одного конца головкой, а с другого зубьями, нарезанными на стержне до половины его длины. Стержни вставляют в горизонтально просверленное отверстие в шпале с обеих ее сторон. При сжатии шпалы прессом зубцы стержней зацепляются один за другой, не давая шпале разжаться после снятия пресса.
Некоторые шпалы трескаются по трем направлениям; в таких случаях применяют обвязку концов шпал стальной лентой, которой обкручивают шпалы, сдавливаемые обжимным прессом.
Иногда для сжатия концов шпал применяют болты, однако это дорого и, кроме того, выступающие концы болтов могут повредить соседние шпалы при перевозке.

Покрытие шпал.

Производится усиленное изучение возможности покрытия шпал изоляцией или обмазки их мастикой для борьбы с растрескиванием как при воздушной сушке, так и в пути. Однако срок этих исследований слишком мал, чтобы можно было подвести итоги.
В нескольких случаях в прошлом шпалы покрывали изоляцией случайно, например при обмазке их антисептиком, наносимым в пути, а в одном случае — при проведении опыта по сплошной заливке поверхности балласта разогретым битумом. Хотя окончательно результаты действия этих покрытий еще не выяснены, однако можно не сомневаться, что заполнение любой пастой трещин и покрытие поверхности шпал гидроизоляцией могут продлить срок службы шпал на срок от пяти до десяти лет.

Прочие методы борьбы с механическим износом.

Для борьбы с механическим износом шпал были предложены и другие методы, и некоторые из них испытывались на практике. Один из предложенных способов — применение приклеенных к шпалам рельсовых подкладок с большой площадью опоры. Другим методом предложено для повышения прочности шпалы в подрельсовом сечении покрытие верхней постели шпалы под подкладкой синтетическим каучуком. Еще одним методом предлагается вместо затески обработка только подрельсового сечения шпалы химическими веществами и длительное обжатие шпалы в этих местах с одновременным подогревом. Наконец, рекомендуется врезка под подкладкой шпонок или вкладышей из твердых пород дерева.
Одна железная дорога, проводя опыты с приклеиванием подкладок к шпалам, нашла, что с помощью этого метода можно предохранить шпалу от увлажнения и грязи. Однако зимой клей растрескался, после чего возобновился механический износ шпал под подкладками.

 
« Причины смены шпал   Продольный профиль пути »
железные дороги