Главная >> Железнодорожный путь >> Причины неустойчивости земляного полотна

Причины неустойчивости земляного полотна

Основными факторами, вызывающими или способствующими образованию неустойчивых участков земляного полотна, являются: отсыпка насыпей на косогорах без распашки грунтов основания и без удаления растительности, что необходимо для более прочной связи насыпи с основанием; сооружение насыпей на скальных косогорах без устройства врезного зуба в основании и без отвода в необходимых случаях подземных вод; отсутствие правильного дренирования подземных вод; неустойчивость грунтов откосов выемок; отсыпка насыпей на слабых основаниях; низкое качество строительных работ.
Хотя хорошим отводом воды от земляного полотна можно устранить многие деформации, вызываемые поверхностными водами, тем не менее следует иметь в виду, что некоторые из них возникают в результате непосредственного насыщения земляного полотна атмосферными осадками. Сюда относятся такие деформации, как: разжижение земляного полотна, балластные углубления (корыта), оползания откосов и их размыв.
Разжижение грунтов под основной площадкой земляного полотна встречается как в насыпях, так и в выемках. Это участки сильно переувлажненных грунтов, обладающих относительно небольшой несущей способностью. Насыщенный водой грунт может встретиться также и в основании насыпей. Поступление воды в грунт может происходить как вследствие капиллярного поднятия, так и в результате плохого отвода воды от полотна.
Балластные корыта и ложа представляют собой заполненные балластом углубления основной площадки земляного полотна, в которых скапливается вода. Нередко грунт, подстилающий балластные корыта или ложа, хорошо уплотнен, обладает плохой водопроницаемостью и, за исключением тонкого слоя разжиженного грунта на дне ложа в виде глиняной суспензии, устойчив. Под влиянием сотрясений при проходе поездов эта суспензия, проникая в подстилающий грунт, способствует углублению ложа. При этом значительная часть разжиженного грунта выдавливается вверх и в стороны по стенкам ложа.
Для борьбы с разжижениями грунтов под основной площадкой земляного полотна и с балластными ложами применяются различные методы, например срезка обочин насыпи ниже дна балластного ложа с заполнением участков вырезки дренирующим грунтом, или устройство в насыпи вертикальных дренирующих скважин с заглублением их в водопроницаемый грунт, залегающий на некоторой глубине ниже подошвы насыпи. Однако наиболее распространенными методами, которые применяются с достаточным успехом, являются: осушение насыпей и выемок дренажами, причем в выемках дренажи устраиваются в том случае, если при разработке выемок не были заложены для понижения уровня грунтовых, вод углубленные кюветы; забивка в выемках и на низких насыпях коротких сваек из обрезков телеграфных столбов или из бракованных шпал; забивка на обочинах насыпей длинных свай из бревен или из негодных рельсов; укрепление насыпей песчаными сваями или камуфлетными взрывами с заполнением взрывных каверн песком; укрепление балластных лож инъекцией цемента под давлением; покрытие основной площадки бетонными плитами или устройство деревянных ростверков.

 
« Причины гниения древесины в США   Причины смены шпал »
железные дороги