Полы

Требования к полам для различных зданий. Материал для полов. Временная нагрузка.

Неправильное применение материалов для полов и методов их настилки влечет большие неоправданные расходы. Полы, включая несущие элементы конструкции и нижний половой настил, устраивают из дерева, кирпича и металла. Для верхнего полового настила применяют доски, метлахские и лещадные плитки, листовой и рулонный материал. Перечень всех этих материалов включает от 50 до 60 наименований. При выборе материала для полов в зданиях или для настила платформ необходимо в первую очередь исходить из основного положения снижения стоимости строительства — получить наилучшее возможное соотношение между степенью использования материала и его стоимостью, но в некоторых случаях следует также учитывать не менее важные факторы, такие, как гладкую поверхность, легкость очистки и внешний вид пола.
Указания по выбору материала для полов, настила для пешеходных дорожек и платформ и технические условия на них приведены в главе «Здания» руководства AREA. В руководстве содержатся технические условия на: 1) асфальтовые полы; 2) кирпичные полы и дорожки; 3) цементные полы, настилы для платформ и покрытия для пешеходных дорожек; 4) полы и мостовые из деревянных торцовых шашек; 5) полы из мраморных и метлахских плиток; 6) верхние асфальтовые полы на бетонном основании; 7) верхние асфальтовые полы на подготовке из щебня; 8) бетонные полы.

Полы в локомотивных депо и в гаражах, где непрерывно производятся ремонтные работы, в результате ударов от бросания тяжелых предметов, усиленного истирания и больших нагрузок от непрерывной перевозки тяжелых деталей машин, оборудования и инструментов, подвергаются наибольшему износу. Кроме того, они подвергаются вредному воздействию топливных масел, химикатов, применяемых для очистки машин от грязи, химических смесей для промывки радиаторов, горячей воды и пара при промывке паровозных котлов, а в местностях с заметными сезонными изменениями погоды также и естественному выветриванию.
Наиболее распространенными материалами для полов и настилов являются: бетон, укладываемый в один или два слоя, кирпич для мощения, торцовые шашки из пропитанной древесины и асфальт. Толщина бетонных плит для полов зависит от рода подстилающего грунта или от величины пролета в перекрытиях и от типа верхнего настила. Не рекомендуется применять бетонные плиты толщиной менее 12,5 см; в случае же интенсивного движения следует применять железобетонные плиты толщиной 20 см. При укладке бетонных плит на насыпи или увлажненном грунте, где возможно зимой промерзание грунта, плиты следует укладывать на непучинистом основании. В отапливаемых зданиях применяют в таких случаях обогрев полов снизу.
Все перечисленные выше полы укладывают на бетонном основании. При укладке кирпичных полов и полов из торцовых шашек швы заполняют вяжущими материалами. Для длительной сохранности деревянных шашек их следует укладывать на сухое основание. Кирпичные или плиточные полы не боятся сырости.

Пакгаузы и грузовые платформы на товарных станциях.

 Требования, предъявляемые к полам, сводятся к наличию ровной поверхности и хорошему сопротивлению износу и истиранию. По такому полу должны свободно перемещаться тяжелые и легкие тележки. Такие полы должны иметь равномерный износ и не бояться повреждений от падения любых тяжелых предметов. В случае применения тележек для транспортировки грузов половой настил должен быть ровным, чтобы обеспечить свободное их передвижение. Кроме того, при ровных полах снижается возможность падения груза вследствие расцепки тележек. Необходимо учитывать также лучшие санитарные условия ровных полов. Половой настил не должен содержать вещества, отравляющие пищевые продукты или липнущие к картонной упаковке товаров. Поверхность пола должна позволять свободную очистку от грязи и мусора и по возможности не вызывать шума при ходьбе или движении тележек.
На небольших товарных станциях в пакгаузах и на платформах применяют деревянные полы, на более крупных станциях, где происходит интенсивное движение тележек, может быть оправдано применение полов из более дорогих материалов, главным образом в результате значительной экономии, получаемой при применении материалов, обеспечивающих лучшее и более эффективное использование грузовых тележек. В таких случаях широко применяют полы из пропитанных досок с верхним настилом из клена; бетонные полы с металлическим настилом, с торцовыми шашками или с асфальтовыми плитами, уложенными поверх бетона; асфальтовые полы или полы из стальных листов.

Вокзалы, конторы и т. д.

пол на вокзале

К числу железнодорожных зданий этой группы относятся: вокзалы, конторы, блок-посты, жилые дома, рабочие казармы, сигнальные посты, водокачки и другие здания разного назначения. В крупных и отличающихся своей архитектурой вокзалах и конторах устраивают полы из террацо, мраморных или метлахских плиток, настилая их по железобетонным плитам. В вокзалах и конторах средней величины применяют полы из цветного цемента, асфальтовых или цементных плиток, а также из листовой резины и линолеума. На блок-постах, в станционных конторах и других помещениях более ранней постройки обычно настилались дощатые полы из твердых пород леса или из древесины мягких пород радиальной распиловки. В более новых блок-постах и товарных конторах устраивают бетонные полы или настилают металлические полы по подготовке из щебня легких горных пород. Такие полы покрывают сверху асфальтом, асбестовыми, виниловыми или каучуковыми листами, линолеумом или другими рулонными материалами, глазурованными или лещадными плитками, в зависимости от назначения помещения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОЛОВ И НАСТИЛА ПЛАТФОРМ

Дерево.

Дерево, применяемое в различных поделках, является хорошим материалом для полов со многих точек зрения. Оно хорошо противостоит ударам, практически не вызывает шума, легко поддается обработке, применимо в любых условиях и почти в каждом сооружении. В основном на полы идет сосна, клен, дуб и эвкалипт. Сосновые доски широко применяют для настилки полов в любых помещениях, однако они быстро изнашиваются под тяжелой нагрузкой. Со все возрастающим применением верхних половых покрытий из более прочных материалов сосновые полы могут иметь преимущества перед полами из досок твердых пород древесины. Клен представляет собой прекрасный материал для полов и хорошо выдерживает нагрузку от грузовых тележек, однако он быстро коробится и легко загнивает в случае применения непропитанных кленовых досок для настила на открытых платформах.
Там, где дощатые полы нежелательно покрывать какими-либо материалами, их делают из дубовых досок. Для движения тележек в депо и подобных им зданиях, а также на платформах вполне удовлетворительными оказались полы из эвкалипта. В депо, где применяются тяжелые машины и где полы подвергаются ударам от бросания тяжелых деталей, а также в тяжелых условиях эксплуатации вообще применяют полы из деревянных торцовых шашек, которые обычно хорошо и долго служат.
Деревянные шашки толщиной от 5 до 7,5 см укладывают так, чтобы волокна находились в вертикальном положении. Шашки обычно втапливают в слой мягкого асфальта или вара, уложенный на прочном основании из железобетонных плит. Асфальт или вар служит для связывания шашек, а также в качестве гидроизоляции. Стыки между шашками обычно заполняют битумом, смолой или другими вяжущими материалами, иногда смешанными с песком. В большинстве случаев применяют пропитанные деревянные шашки. Чтобы предупредить набухание и коробление торцовых полов, необходим тщательный отбор леса для изготовления шашек, так же как и правильный выбор способа их пропитки. Очень важно подобрать материал для заполнения стыков между шашками с достаточно высокой температурой плавления с тем, чтобы этот материал обеспечил прочное сцепление шашек и вместе с тем не растекался бы под ними, так как это может вызвать неравномерную осадку шашек и создать неровную поверхность пола.

Специальные деревянные полы.

Применение на автодорожных мостах настила из нескольких рядов досок радиальной распиловки натолкнуло на мысль о возможности применения такого же настила для морских пирсов с большим движением грузовых автомобилей. Такой настил делается из коротких, соединенных в шпунт досок из твердых пород леса, скрепленных в виде щитов спиральными металлическими закрепами. Эти щиты прикрепляются к нижнему настилу шурупами.
В локомотивных и вагонных депо также применяют иногда разборные щитовые полы из уложенных крест-накрест пропитанных досок, подобно настилу, устраиваемому на переездах. Эти щиты сболчиваются между собой и прикрепляются к нижнему полу шурупами или другими аналогичными закрепами. Такие полы хорошо противостоят износу и истиранию и допускают легкую и быструю замену или снятие при необходимости подъемки или ремонта пути.

Бетонные полы.

При сооружении бетонных полов необходимо соблюдать известные апробированные приемы их укладки. Для гладких бетонных полов эти правила в общем сводятся к следующим: 1) тщательная, без повреждений отделка для получения ровной и гладкой поверхности; 2) хорошая укладка материала пола для получения высокого сопротивления ударам и истиранию, а в известных случаях и коррозии. Сопротивление бетонного пола коррозии зависит от многих условий, в том числе от плотности бетона, наличия гладкой поверхности и упругости пола. Износ бетонных полов является обычно следствием истирания и повреждения от ударов.
Укладка бетонного пола в один или два слоя зависит от его назначения и допустимой строительной стоимости. Двухслойный бетонный пол более долговечен и удобен для строительства, чем однослойный. Дело в том, что при укладке в один слой переувлажненная поверхность бетона не позволяет произвести сколько-нибудь удовлетворительную ее отделку. В бетоне, применяемом для полов, обычно содержится слишком мало цемента для доброкачественной отделки поверхности; недостаток тонких фракций цемента во влажном тощем бетоне, обычно применяемом для полов, приводит к выступлению цементного молока на поверхность бетона и к избытку в нем воды. В результате получается слабая, пористая, недолговечная несущая поверхность пола.
Обычный прием, применяемый многими строителями, рассеивания по поверхности бетона сухого цемента, чтобы поглотить избыток воды, приводит к образованию пыли после твердения бетона и ввода пола в эксплуатацию. Этот недостаток, однако, можно свести к минимуму более точным определением количества рассыпаемого цемента, а также дозированием содержания воды при приготовлении бетона. При отделке однослойного бетонного пола особенно важно следить за правильным твердением бетона.
При укладке двухслойных бетонных полов бетон для второго слоя приготовляют с цементом более тонкого помола и с добавлением воды в количестве 15,2 л на 1 мешок цемента. При укладке бетонных полов в два слоя для верхнего слоя применяют ускорители схватывания, окрашивающие вещества и добавки, чтобы поверхность не была скользкой. Если условия применения этих добавок не установлены поставщиками, то следует обратиться к фирменным инструкциям.

Асфальтовые и асбестовые плиточные полы.

Эти полы применяют главным образом в двух случаях: а) для настила в новых технических зданиях, б) в зданиях, где полы подвержены значительному износу. Эти материалы применяют в виде квадратных и треугольных плиток разных размеров и окраски. Полы из этих плиток обладают упругостью, не вызывают шума и имеют привлекательный вид; они не издают запаха, не пропускают воды и не пылят. Плитки изготовляют из асбестового волокна с минеральными добавками, склеенными пластическим заполнителем. Эти плитки можно укладывать на бетонном основании, около грязевых сливов; в этом случае они служат в качестве гидроизоляции.

Виниловые полы.

Эти полы изобретены недавно. Их применяют в трех видах: в виде твердых плиток, в виде относительно гибких плиток и в виде рулонов подобно линолеуму. Основой этого материала является асбест или другой аналогичный материал, окрашенный в какой- либо цвет и склеенный виниловой массой. Эти полы хорошо противостоят износу и не боятся смачивания маслом, щелочами и кислотами.

Полы из линолеума.

Полы из линолеума применяют в течение длительного времени. Иногда их называют полами без стыков. Линолеум изготовляется из пробковых или древесных опилок или из древесного волокна с добавлением окрашивающих веществ, смешанных с оксидированным льняным маслом. Опилки разравнивают поверх тонкого джутового основания, являющегося связующей основой пола, и подвергают всю массу вулканизации. Линолеум необходимо расстилать по ровной поверхности, так как даже небольшая неровность основания будет заметна на поверхности линолеума и приведет к усиленному износу его. Линолеум подобно асфальтовым, виниловым и резиновым плиткам можно наклеивать на деревянное, бетонное или какое-либо другое твердое основание. Полы из линолеума дают возможность легко и быстро заменять в случае желательности род покрытия. Линолеум часто настилают поверх бетонного пола в конторах для обеспечения большего комфорта работникам.
При необходимости звукоизоляции там, где невозможно покрыть пол коврами с целью поглощения звука, применяют полы из линолеума.

Металлические полы.

Полы из стальных листов применяют на участках с интенсивным движением, например на лестницах и платформах. Листы прокатывают из мартеновской стали и для уменьшения скольжения и повышения трения при помощи горячей штамповки наносят на их поверхности выступы различной геометрической формы. Помимо лучшего сопротивления износу и ударам, полы из стальных листов легче содержать в чистоте. Их можно применять как в крытых помещениях, так и на открытом воздухе. Для лучшего сопротивления коррозии при увлажнении применяют стальные листы, оцинкованные или покрытые медью. Стальные листы чаще всего применяют для укладки на лестничных проступях, для покрытия желобов с внутренними трубопроводами, для укрепления краевых участков и углов бетонных платформ и пешеходных дорожек, на пешеходных мостах и переходах. В более поздних сооружениях часто применяют металлические решетки.
Штампованные или сварные алюминиевые решетки вошли в употребление в качестве полового настила на платформах, пешеходных мостах и переходных площадках на лестницах. Полы из алюминия устраивают также во всех случаях, когда требуется хорошая стойкость против коррозии или там, где нужны легкие полы.
Мероприятия против скольжения. В лестничных клетках, на ступеньках, порогах и по краям переходов в большинстве железнодорожных сооружений применяют половой настил из материалов, не допускающих скольжения.
Применение настила из таких материалов особенно желательно там, где поверхность пола легко делается скользкой или на сильно изношенных лестничных ступеньках. Применение такого настила желательно также у входов в подъемники, около пожарных выходов, на пандусах и около двигателей. Будучи уложены на бетонное основание, такие настилы несут добавочную функцию, предохраняя бетон от выкрашивания и обламывания ребер.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
AREA были приняты следующие рекомендации по устройству полов в железнодорожных сооружениях.

  1. Перегрузочные платформы. Деревянный настил на таких платформах устраивают из досок, укладываемых вдоль движения автотранспорта. Для уменьшения износа досок и улучшения условий проезда на проезжей части укладывают металлические листы. В некоторых случаях применяют бетонные полы, а в случаях исключительно интенсивного движения автомашин укладывают по бетонному основанию торцовые полы из пропитанных креозотом деревянных шашек или применяют асфальтовое покрытие.
  2. Кладовые. Для кладовых, которые обычно строят из огнестойких материалов, рекомендуют бетонные полы.
  3. Грузовые пирсы. Настилы на грузовых пирсах в портах должны прежде всего соответствовать конструкции и материалу пирса. Они должны быть огнестойкими и достаточно гибкими, чтобы воспринимать вибрацию и сотрясение, производимые судами, двигающимися вдоль пирса.
  4. Кузницы. Во всех случаях наиболее предпочтительны шлаковые, земляные или глиняные полы.
  5. Механические мастерские. В небольших помещениях обычно применяют дощатый пол с подбором толщины досок в зависимости от интенсивности износа. В крупных мастерских с большим успехом применяют полы из деревянных торцовых шашек (лучше пропитанных) или из асфальтовой мастики. Бетонные полы можно применять в том случае, если по местным условиям это оказывается рентабельным, однако при этом следует учитывать, что недостаточная упругость бетона может создать неудобства для рабочих, а инструменты, падая на твердую поверхность, ломаются.
  6. Малярные мастерские. В мастерских для окраски пассажирских вагонов бетонные полы удовлетворяют всем требованиям и едва ли можно оправдать необходимость применения здесь полов из более дорогих материалов. В мастерских для товарных вагонов, окраска которых производится набрызгом, вполне приемлемы шлаковые полы.
  7. Вагоноремонтные депо. Если имеется необходимость в выборе материала несколько более высокого качества, чем шлак, и если для доставки материалов надо предусмотреть проезд автомашин между путями, то применяют деревянные полы. В более крупных мастерских вполне удовлетворительно служат бетонные полы.
  8. Склады. Обычно вполне успешно служат бетонные полы, однако в помещениях, предназначенных для хранения очень тяжелых предметов, предпочтительнее устраивать полы асфальтовые или из торцовых деревянных шашек. В небольших складах в удаленных пунктах применяют обыкновенные дощатые полы.
  9. Нефтекачки. Вследствие необходимости соблюдать условия огнестойкости для нефтекачек рекомендуются бетонные полы.
  10. Столярные мастерские. В случае большого количества верстаков в столярных мастерских следует устраивать дощатые полы, так как они представляют большие удобства для рабочих. Однако иногда применяют бетонные полы, так как их легче содержать в чистоте.
  11. Конторы. В больших конторах устраивают полы из дуба, сосны или из мраморных плиток, в зависимости от назначения различных помещений. В вестибюлях и туалетных комнатах делают полы из бетона, мрамора, метлахских плиток или террацо в соответствии с размерами оправданных для данного помещения расходов. В менее важных конторах устраивают полы из искусственных смесей, бетонные или дощатые. В случае применения бетонных полов следует предусмотреть для удобства служащих покрытие их каким-либо упругим рулонным материалом.
  12. Вокзалы. В вокзальных помещениях в больших городах или на крупных станциях метро общепринято устраивать полы из террацо, метлахских плиток или из других дорогих искусственных материалов, так как в этом случае они полностью удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. В таких помещениях архитектурные требования, предъявляемые к полу, не менее важны, чем требования прочности. Для пандусов необходимо применять материалы с шероховатой поверхностью. В вокзалах на малых станциях обычно применяют бетонные или дощатые полы. В вокзалах, где полы в залах сделаны из бетона или террацо, в билетных кассах необходимо покрыть их досками или рулонным материалом.
  13. Блок-посты. Полы в этих помещениях, в зависимости от материала здания, делают бетонными, дощатыми или из искусственных смесей. Если в помещениях с электроаппаратурой устраивают бетонные полы, необходимо предусмотреть покрытие их против пыления.
  14. Пакгаузы. В небольших пакгаузах, которые обычно делают обшивными из досок, достаточно удовлетворительны и экономичны дощатые полы, настланные по деревянным балкам. В больших и более ответственных пакгаузах, где происходит интенсивное движение тележек, оправдывают себя полы с более высокой строительной стоимостью, при этом правильным подбором подходящего материала для проезжей части, где происходит движение тележек, можно получить значительную экономию.

Бетонные полы служат достаточно долго, удовлетворяют санитарным требованиям и их легко содержать в чистоте; однако они обладают тем недостатком, что несущая их поверхность подвергается износу, особенно на температурных швах. Там, где возможно, температурные швы следует выносить за пределы наиболее интенсивно используемой площади. Если поверхность бетона оставлять непокрытой нежелательно, то поверх его делают покрытие из какого-либо материала, например из чистообрезных кленовых досок, или укладывают асфальт.
Хорошо служат полы из пропитанных креозотом досок, уложенных на бетонном основании и в свою очередь покрытых чистым полом из непропитанных кленовых досок. Если стоимость бетонного основания не может быть оправдана, то хорошие результаты дает настилка пола из пропитанных креозотом досок, уложенных по подготовке из шлака или гравия, верхний слой которых пропитывают каменноугольной смолой или битумом. Поверх нижнего дощатого настила укладывают верхний пол из кленовых досок. Хорошие результаты дает также покрытие досок асфальтобетоном.

  1. Локомотивные депо. В небольших депо, где объем ремонтных работ невелик, часто применяют полы из хорошо утрамбованного шлака, однако, где это возможно, необходимо предусматривать устройство пола более высокого качества. В больших депо следует устраивать бетонные или кирпичные полы или полы из пропитанных креозотом торцовых шашек по бетонному основанию.

Временные нагрузки.

При расчете полов AREA рекомендует применять указанные ниже временные нагрузки для различных помещений. Эти рекомендации были проверены и подтверждены к руководству, за исключением тех случаев, когда они противоречили местным строительным правилам. Рекомендуемые временные нагрузки приняты равномерно распределенными по всей поверхности пола. В случае необходимости учета специфических нагрузок, как, например, веса подъемных кранов, машин, транспортных и погрузочных механизмов, баков, наполненных водой, угля в закромах или штабелей каких-либо материалов, проектировщик должен учитывать их особо, сверх приводимых ниже нагрузок.
Помещения                             Нагрузки в кг/мг
Багажные кладовые.......................................................... 730
Столярные мастерские .................................................... 730
Угольные платформы ...........................................   Специальные
нормы
Интендантские склады.................................................. 1 460
Платформы для хлопка......................................               730
Кладовые для срочной транспортировки грузов            730
Пожарные депо.....................................................             488
Пакгаузы........................................................................ 1 460
Грузовые платформы.................................................... 1 460
Депо для пассажирских вагонов .................................... 365
Гаражи для автомашин........................................    Специальные
нормы
Госпитали......................................................................... 292
Гостиницы:
а)    номера .......................................................            292
б)    вестибюли............................................................. 488
в)    залы............................................................            488
г)    общие комнаты..........................................            488
д)    кладовые............................................................... 730
Холодильники ......................................................             730
Льдохранилища................................................................ 730
Ледяные склады ... .................................................. Специальные
нормы
Льдоэстакады........................................................            730
Прачечные.............................................................            730
Раздевалки ....................................................................... 292
Механические мастерские .............................................. 488
Почтовые помещения ...................................................... 488
Конторы............................................................................ 292
Помещения для торгового оборудования ....           730
Малярные мастерские...........................................            488
Пассажирские платформы                                                488
Мастерские при депо ...................................................... 730
Электростанции ..............                                         Специальные
нормы
Читальни .......................................................................... 292
Жилые помещения............................................................ 195
Рестораны......................................................................... 292
Кровли............................................................................... 122
Весовые будки ................................................................. 244
Погрузочные площадки для металлолома ...                1 460
Пешеходные дорожки ..........................................             488
Блок-посты ......................  .............................................. 488
Лестницы (всякие).................................................             488
Пешеходные мосты........................................................... 488
Загоны для скота ............................................................. 488
Прогоны » » ..........................................................             488
Склады:
для бананов (на стеллажах) ...........................            244
» напитков.............................................................. 1710
» цемента ................................................................. 2 200
» хлопка .................................................................. 1 220
» муки....................................................................... 1 460
» фруктов................................................................ 1710
» стекла..........................................................         1710
» зерна..................................................................... 1 460
» бакалейных товаров ..................................         1710
» сена (прессованного)..................................           1 100
» железо-скобяных изделий ..........................           1 460
» смазочных масел.........................................           1 220
» красок ................................................................... 1 220
» рельсов, скреплений                                              2 440
» соли .............................................................           1 460
» соды       975

» овощей.........................................................           17 10
Телеграф .......................................................................... 488
Билетные кассы ....................................................            292
Инструментальные ...............................................             488
Помещения для отдыха поездных бригад ....           292
Перегрузочные платформы..................................          1 460
Залы для ожидания.......................................................... 488
Умывальные..................................................................... 24 4
Водоочистительные станции .......................................... 488

 
« Полугорка   Поперечный профиль »
железные дороги