Главная >> Железнодорожный путь >> Подводный тоннель

Подводный тоннель

Подводный тоннель — искусственное сооружение, расположенное ниже дна водотока. П. т. строится на железных дорогах в месте пересечения водной преграды, обычно в том случае, когда возведение мостового перехода затруднено по природным условиям или нецелесообразно по экономическим соображениям. Подводный тоннель служит для пропуска подвижного состава, прокладки ниж. коммуникаций, в т. ч. линий связи, кабелей электроснабжения, проводов сигнализации. Подводные тоннели прокладывают щитовым способом или составляют из секций опускных колодцев. В первом случае используют сборную металлической или железобетонных обделку, из которой собирают тоннель кругового очертания. Такие подводные тоннели располагают значительно ниже дна водотока с заглублением в коренные породы, чтобы исключить прорыв воздуха из тоннеля или затопление его водой. Во втором случае секции длиной 75—150 м изготовляются на стапелях или в доках и по воде буксируются к месту сооружения подводного тоннеля. В подготовленную траншею последовательно опускают секции, соединяют их между собой и засыпают слоем песка или гравия толщ. около 2 м. Секции могут быть прямоугольными, многоугольными, круговыми, комбинированными. Наиболее часто используют прямоугольные секции, состоящие из отд. отсеков под ж.-д. и автомобильный транспорт.
Впервые подводный тоннель длиной 396 м был проложен в Лондоне под Темзой в 1843 англ. строителем М. И. Брюнелем. В железнодорожном строительстве П. т. получили распространение в США, Японии, странах Зап. Европы. Первый трансп. П. т. на территории России проложен в 1983 в Ленинграде под Морским каналом. В 1988 сооружён один из самых длинных в мире трансп. П. т. «Сейкан» между островами Хонсю и Хоккайдо под проливом Цугару в Японии. При общей длиной 54,84 км 23 км проложены непосредственно под проливом. В 1990 закончена прокладка П. т. под Ла-Маншем (около 50 км).

 
« Погрузочно-выгрузочный путь   Подпорная стенка »
железные дороги