Главная >> Железнодорожный путь >> Подъемка и подбивка пути

Подъемка и подбивка пути

Под подъемкой и подбивкой пути иногда понимаются работы, которыми обеспечивается правильное положение пути в профиле. Однако обычно под этими работами понимаются работы, выполняемые отделенческими бригадами или совсем небольшими путевыми группами рабочих на коротких участках пути без больших подъемок. При капитальных работах по балластировке производится более высокая подъемка пути, при которой можно полностью выправить путь в профиле, чем это делается при обычной подъемке. Места работ по выправке пути в профиле устанавливаются на основании подробного профиля пути и по колышкам, установленным в местах, требующих выправки, а также в местах, где необходимо сделать вертикальные кривые для сопряжения элементов пути.

Периодичность подъемки пути.

Необходимость местной подбивки пути или выправки продольного профиля с небольшой подъемкой или балластировки пути со значительной подъемкой определяется многими факторами, зависящими от состояния пути. При небольших местных отклонениях пути в профиле, небольших отклонениях пути в плане в отдельных местах, незначительных перекосах нескольких негодных шпал на звене и достаточно хорошем состоянии балласта обычно производятся работы только по одиночной смене негодных шпал, местной выправке пути в профиле и плане без применения дополнительного балласта. Как правило, работы выполняются отделенческими бригадами или небольшими районными бригадами. Но если эти бригады затрачивают значительное время на выполнение этих работ, можно сделать предположение о необходимости сплошной выправки пути в профиле на таких участках с применением балластировки.
Расходы на сплошную выправку пути в профиле с подъемкой от 4 до 5 см оправдываются в тех случаях, когда шпалы сдвинуты со своих мест на значительную величину и погрузились в балласт, балласт потерял дренирующие свойства и упругость и плавность хода поездов ухудшилась. При таком положении только сплошная подъемка может улучшить состояние пути. Работы по сплошной выправке пути в профиле также оправдываются в тех случаях, когда путь на значительном протяжении имеет неисправности в профиле, в плане и в поперечном уровне, но балласт находится в достаточно хорошем состоянии. При этом путь поднимается от 4 до 5 см на старый балласт, заменяются негодные шпалы и производится подбивка шпал с добавлением свежего балласта для пополнения балластной призмы до полного типового профиля.
При более плохом состоянии пути требуется выполнить следующие капитальные работы: более высокую подъемку пути, замену шпал, оставшийся срок службы которых не более 3—7 лет (в зависимости от сроков, установленных на каждой дороге), очистку старого балласта или его замену или только вырезку балласта из-под шпал с добавлением свежего балласта, если это необходимо. Перечисленные работы вызывают большие расходы и оправдываются в случаях, когда местная выправка или небольшая общая выправка пути недостаточно эффективна, имеется большое количество негодных шпал на звене, балласт находится в очень загрязненном состоянии, на стыках получаются выплески, шпалы перекошены и требуют выправки. Эти работы также необходимы в тех случаях, когда нужно выправлять значительные по протяжению просадки пути или когда требуется улучшить состояние пути, но вместо подъемки необходимо опустить путь.

Смена шпал.

Наиболее целесообразно производить смену шпал силами балластировочных бригад, когда путь поднят на домкраты. В этом случае ускоряются работы по замене шпал и уменьшается их стоимость по сравнению со способом смены шпал путем их отрывки. Смена шпал выполняется одновременно с работами по механизированной подбивке пути. При подъемке пути в два приема смена шпал, их перегонка и установка противоугонов производятся при первой подъемке пути на 7,6—10,2 см с подбивкой пути на старом балласте. После первой подъемки пути и смены шпал загрязненный балласт в шпальных ящиках заменяется чистым балластом, на который и делается вторая подъемка с окончательной выправкой пути. При подъемке пути за один прием смена шпал производится сразу же после вывески пути на домкраты.
Выбор способа смены шпал при подъемочных работах производится каждой дорогой с учетом того, что наибольшая производительность путевых бригад по выправке пути и его балластировке получается только при максимальном использовании шпалоподбивочных машин. Поэтому смена шпал должна производиться заблаговременно перед фронтом работ шпалоподбивочных машин. В тех случаях, когда количество шпал, подлежащих замене, на каждом километре пути различно, необходимо так распределять рабочую силу, чтобы постоянно обеспечивать фронт работ для подбивочных машин. Некоторые дороги производят смену шпал даже до начала подбивочных работ.
Подъемка пути механизированным путеподъемником
Рис. 1. Подъемка пути механизированным путеподъемником после разгрузки свежего балласта

Машина для подъемки и сдвижки пути
Рис. 2. Машина для подъемки и сдвижки пути на значительные величины

Эффект от применения машин.

Методы и организация работ по подъемке и подбивке пути сильно изменились в процессе развития подъемочно-подбивочных машин и механизмов. Применение этих машин дает значительно большую производительность по сравнению с производительностью при выполнении подъемочно-подбивочных работ вручную.
На дорогах имеется много машин различных типов для подъемочных и подбивочных работ; они используются дорогами при различных условиях, в различных комбинациях. Поэтому трудно в общем случае рекомендовать наилучшие машины для этих работ.
Некоторые машины предназначены для работ по подъемке пути. К ним относятся механизированные путеподъемники и путеподъемники с передвижкой пути. Другие машины предназначены только для подбивочных работ. К ним относятся индивидуальные механизированные шпалоподбойки и высокопроизводительные шпалоподбивочные машины на рельсовом ходу. Ручные инструменты, применяемые при подъемке и подбивке пути (путевые домкраты, лопаты, подбойки и др.) рассматриваются в статье  «Путевой инструмент и оборудование».
Механизированные путеподъемники обеспечивают быструю подъемку пути перед шпалоподбивочными машинами и дают очень большую экономию по сравнению с ручными домкратами. Механизированные путеподъемники также успешно применяются для подъемки пути (рис. 1) при выправке продольного профиля, а также для подъемки пути после вырезки загрязненного балласта из шпальных ящиков. Механизированный путеподъемник смонтирован на металлической раме и передвигается по рельсам на четырех колесах небольшого диаметра. На раме имеются два рельсовых захвата, масляный насос и гидравлический подъемник Подъемник приводится в действие бензиновым двигателем мощностью 8,5—12,5 л. с. Подъемник имеет два независимых штока, которые при подъемке пути опираются на шарнирно соединенный с ними опорный башмак. Башмак размещается между рельсами в шпальном ящике. Раздельная работа штоков обеспечивает независимую подъемку каждой рельсовой нити для приведения пути в заданное положение.
Моторный путеподъемник-рихтовщик является особенно эффективным на работах по значительной передвижке пути. Эта самоходная машина (рис. 2) приводится в действие бензиновым двигателем. Подъемник-рихтовщик смонтирован на раме, которая может перемещаться относительно опорной рейки. Для производства рихтовки машина захватами закрепляется за рельсы; затем рейка нижней частью через опорный башмак опирается на баласт шпального ящика. Для рихтовки пути рейка с помощью ручного маховичка устанавливается под некоторым углом с наклоном в сторону сдвижки. После этого путь поднимается настолько, что вся система (машина и путь) теряет устойчивое положение и в результате путь смещается в новое положение в нужном направлении.
Выправочная машина. Разновидностью механизированного путеподъемника является его совмещение с подбивочной машиной. Эта машина подбивает сразу две шпалы и в основном предназначена для работы впереди бригад со шпалоподбивочными машинами.
Выправочная машина заменяет большое количество ручных путевых домкратов и таким образом значительно ускоряет работы по подъемке и подбивке пути. Машина приводится в действие мощным бензиновым двигателем. В рабочем состоянии машина передвигается с одного места подбивки на другое гидравлическим мотором со скоростью от 0 до 4,3 км/ч, транспортная скорость машины— 19,3 км/ч. Машина имеет автоматические захваты для рельсов и два гидравлических штока подъемной силой до 11т. Подбивочные головки машины опускаются и поднимаются при помощи гидравлики. Машина управляется одним механиком.

Тележки для путевых домкратов.

Для перевозки путевых домкратов от шпалоподбивочной машины до бригады, поднимающей путь перед этой машиной, применяется самоходная тележка. Передвижение тележки благодаря наличию специального приспособления происходит полуавтоматически. Это приспособление, смонтированное на подбивочной машине, состоит из автомата и двух низких платформ на каждом углу машины, на которые рабочие устанавливают путевые домкраты после снятия их с пути.
Рабочий из подъемочной бригады, освобождая захваты на тележке, направляет ее к шпалоподбивочной машине. Тележка движется самоходом со скоростью около 4,8 км/ч в сторону шпалоподбивочной машины и, сталкиваясь с ней, воздействует на автомат, который опускает низкую платформу с домкратом и разгружает его в тележку. Одновременно автомат приводит в действие реверсивный механизм тележки и последняя идет обратно к бригаде, где в необходимом месте ее останавливают с помощью упомянутых захватов и разгружают домкрат.

 
« Подъездной путь   Покилометровый запас »
железные дороги