Песчаные заносы

Песчаные заносы — накопление на железнодорожного пути подвижных барханных песков или песков, приносимых ветро-песчаным потоком. Перенос частиц песка в зависимости от их размеров начинается на выс. 0,08—0,15 м при скоростях ветра, равных 2,9—3,1 м/с (мелкозернистые пески), 6,7—8,4 м/с (среднезернистые) и 9,8—11,4 м/с (крупнозернистые). Песчаные заносы наиболее подвержены участки пути железных дорог, проходящих по Казахстану и Ср. Азии.
На пескозаносимых участках преждевременно изнашиваются элементы верхнего строения пути, особенно интенсивен волнообразный износ рельсов, повышаются затраты на содержание пути, даже при незначительном накоплении песка затрудняется работа стрелочных переводов, создаётся опасность схода подвижного состава с рельсов. Песчаные заносы вызывают перебои в движении поездов, сокращают ресурс работоспособности двигателей локомотивов, буксовых узлов подвижного состава, в целом осложняют эксплуатационных работу станций и узлов.
В зависимости от степени пескозаносимости, определяемой количеством песка в м3, приносимого к 1 м пути в течение года, различают 3 категории участков железных дорог, подверженных П. з.: I категория — сильно- и особосильнозаносимые участки (20— 30 м3/м); II категория — слабо- и среднезаносимые участки (до 20 м3/м); III категория — незаносимые участки.
Основным мероприятия по защите железных дорог от П. з.: предотвращение дефляции песка (развевания и переноса его ветром); уменьшение размеров пескосборного бассейна; трассирование дорог вне зон подвижных песков и непосредственная защита пути от песчаных заносов. Предупреждение песчаных заносов осуществляется: средствами биологической защиты (фитомелиорация) — посадка леса (в основные саксаула, кандыма, черкеза, тамарикса, лоха) и травосеяние (главным образом осоки вздутой, боялыча, южной полыни); преградами — непроницаемыми полускрытыми и скрытыми щитовыми линиями; устилочными, прижимными и торчковыми защитами из прямостебельных трав, камыша, соломы, пучков веток; задерживающими устройствами из песка в виде песчаных валов, стенок и траншей. Применяется также закрепление песков связными грунтами и структурообразователями — фиксаторами (битумная эмульсия и др.).

 
« Периодичность выправок пути в профиле   Пешеходный тоннель »
железные дороги