Главная >> Железнодорожный путь >> Освещение железнодорожных объектов

Освещение железнодорожных объектов

Освещение железнодорожных объектов — осуществляется от различных источников световой энергии: естественных (дневной свет, проникающий и помещения через световые проёмы в наружных стенах иди кровле), дополняемых искусственными электрическое источниками света, работающими как в светлое, так и в тёмное время суток, или только от искусственных источников. По характеру выполняемых задач искусств. Освещение железнодорожных объектов бывает рабочим, аварийным, эвакуационным, охранным и дежурным.
В производств, помещениях различают две системы искусств, электрическое освещение железнодорожных объектов — общее и комбинированное. Общее освещение (равномерное или локализованное) на всех рабочих местах осуществляется от общей осветительной установки. Для увеличения светового потока на каждой рабочем месте к общему освещение добавляют местное (комбинированное освещение).

Освещение железнодорожных объектов
Схемы расположения осветительных установок на железнодорожных станциях: а, б на отдельно стоящих опорах; в — на гибких поперечинах контактной сети; г, д — в жёстких поперечных конструкциях (все размеры указаны в метрах).
Специфич. системы электрическое освещение устраивают в железнодорожном подвижном составе. В основные помещениях локомотивов и вагонов — салонах, купе,- коридорах, туалетах, тамбурах, служебных отделениях, залах вагонов-ресторанов, буфетных отделениях, сортировочных помещениях почтовых вагонов, в багажных и др. служебных вагонах предусматривают рабочее, дежурное, ночное и аварийное освещение.
Наружное освещение территорий и объектов железнодорожного транспорта выполняется различных осветит. установками. Такие системы освещения  монтируют на путевом развитии разъездов, обгонных пунктах, на станциях всех классов, территориях и объектах грузового и др. хозяйств, пасс, платформах, перронах, пешеходных мостах и ж.-д. переездах.
Освещение стационарных производств, помещений на объектах железнодорожного транспорта особой специфики при проектировании, постройке и эксплуатации осветит, установок не имеет. Ж.-д. специфика освещения учитывается спец. отраслевыми нормами. Нормируют количественные (освещённость) и качеств. требования к освещению, которые в свою очередь базируются на свойствах человеческого зрения. Так, в зависимости от сложности зрительной задачи в производств., служебно-технического и вспомогательные помещениях освещённость на рабочих поверхностях от системы общего О. устанавливается в пределах 100—750 лк; в пасс, зданиях 50—300 лк; в пасс, и служебных вагонах 30—300 лк; в кабинах машинистов 3—30 лк; на открытых территориях и объектах 1—50 лк. К качеств, характеристикам О. относят показатель ослеплённости (в вагонах нормируется показатель зрительного дискомфорта), отношение макс, освещённости к минимальной и коэф. пульсации освещённости.
Особенность освещения железнодорожных станций в отличие от др. открытых территорий определяется тем, что светоснабжение здесь требуется не на всей территории путевого развития, а только в междупутьях, где выполняется основные масса работ. Наличие на путях подвижного состава при том или ином размещении осветит, приборов создаёт в междупутьях глубокие и резкие тени. При этом практически исключена возможность использования отражённого светового потока, т. к. коэф. отражения стенок и др. окружающих поверхностей составляет не более 0,1. С точки зрения обеспечения нормального освещения имеют значение только размеры теней, которые принято оценивать коэф. затенения междупутья уы, т. е. долей поверхности междупутья, находящейся под тенями от подвижного состава. Этот козф. снижается с увеличением высоты установки осветит, приборов и уменьшением числа путей между ними, наименьшее значение приобретает при размещении осветит, приборов над осью каждого междупутья. Качество О. на путях надвига составов на горках, полугорках, вытяжках зависит от размеров тени, образующейся в междувагонном пространстве, которую можно оценивать коэф. затенения междувагонного пространства уип, минимум приемлемое значение которого обеспечивается при расположении вершины указанной тени ниже автосцепки. Высота подвески осветит, приборов и расстояние между ними (шаг) жёстко зависят от принятого минимум значения коэффициента.
Для освещения станций применяют более 20 вариантов осветит, установок. В них используются разные опорные конструкции, типы осветит, приборов и способы их размещения. По типу опорных конструкций различают 3 основные способа освещения (см. рис.): на отдельно стоящих опорах (мачтах), на гибких поперечинах контактной сети, на жёстких поперечных конструкциях (порталах). Лучший по всем показателям вариант — ряд прожекторов, установленных на жёстких опорах контактной сети для электрифицир. станций и на спец. порталах высотой 28—30 м — для неэлектрифицированных. Гибкие поперечины для подвески осветит, приборов применяют редко из-за неудобства обслуживания. В мачтовых осветит, установках с прожекторами лучшими считаются 35- метровые конструкции с удлинёнными площадками. На мачтах высотой 28 м кроме прожекторов устанавливают также светильники с галогенными лампами накаливания или ксеноновыми лампами.
На зарубежных железных дорог для освещения станций и др. территорий наиболее часто применяют высокомачтовые системы, в которых используют обычно источники света с повыш. световой отдачей и редко лампы накаливания общего назначения.
В процессе эксплуатации осветит, установок вследствие колебания напряжения, старения и перегорания ламп, загрязнения осветит, приборов уменьшается излучаемый световой поток, а следовательно, и освещённость рабочих поверхностей. Поэтому появляется необходимость замены ламп, чистки или мытья осветительных приборов, которые производят по графику.
Для управления О. широко используются автоматическими устройства, которые включают и отключают осветит, установки в зависимости от степени естественной освещённости или факторов необходимости О., например пассажирских платформ.

 
« Опускной колодец   Освидетельствование и испытание рельсов »
железные дороги