Главная >> Железнодорожный путь >> Основная площадка земляного полотна

Основная площадка земляного полотна

Основная площадка земляного полотна — верхняя, спланированная вдоль железнодорожного пути поверхность земляного полотна, предназначенная для размещения на ней балластной призмы. Характеризуется шириной В (см. рис.), которая зависит от категории линии, числа главных путей, вида грунта. На криволинейных участках ширина основной площадки земляного полотна увеличивается кнаружи от основного участка пропорционально радиусу для размещения уширенной вследствие возвышения наружного рельса балластной призмы. На двухпутных линиях общая ширина О. п., кроме того, увеличивается вследствие уширения междупутного расстояния против нормального (4,1 м).
Для обеспечения стока дождевой воды, попадающей на О. п. через балластную призму, основной площадке земляного полотна поперечном сечении придаётся выпуклая форма в виде трапеции для однопутных линий (см. рис., а) и треугольника для двухпутных линий (рис., 6) при глинистых грунтах; поверхности О. п. образуют сливную призму.

профили основной площадки земляного полотна

Поперечные профили основной площадки земляного полотна (размеры в м): а — для однопутных линий; б — для двухпутных линий; в — при отсутствии сливной призмы; г, д, е — на раздельных пунктах соответственно односкатный, двускатный и пилообразный; 1 — основная площадка; 2 — сливная призма; 3 — балластный слой; 4 — водоотводная канава; 5 — лоток; Ь = 0,15; а = 0,20; h — 0,1S плюс разность толщин балластного слоя на данном участке и на смежных с ним участках из недренирующих грунтов.
При сооружении земляного полотна из дренирующих грунтов сливная призма не устраивается (рис., в). На раздельных пунктах О. п. имеет одно-, двускатный или пилообразный (рис., г — е) профиль в зависимости от типа раздельного пункта, ширины земляного полотна (числа путей и расстояний между ними), вида грунта (недренирующий, дренирующий). В засушливых районах при дренирующих грунтах устраивается горизонтальная О. п.
Все параметры О. п. на отечественной железнодорожной сети и на дорогах развитых зарубежных стран регламентируются нормативными документами. На отечественных железных дорог для скоростных и особо грузонапряжённых линий, а также линий I категории с двум и главными путями ширина О. п. земляного полотна составляет 11,7—12,1 м на прямых участках пути с норм, междупутьем 4,1 м и больше при междупутье 4,5 м (на глинистых, крупнообломочных с глинистым заполнителем, скальных легковыветривающихся, влагоморозонестойких, недренирующих мелких и пылеватых песках); на линиях 1 и II категорий, III и IV с одним главным путём на тех же грунтах— соответственно 7,6; 7,3; 7,1 м. На скальных, крупнообломочных с песчаным заполнителем и дренирующих грунтах эти размеры несколько меньше: 10,6— 11,1; 6,6; 6 4; 6,2 м.

 
« Осмотр шпал   Остряк стрелочного перевода »
железные дороги