Опускной колодец

Опускной колодец — бетонная или железобетонная пустотелая конструкция, служащая фундаментом мостовой опоры. Применение опускных колодцев при строительстве железнодорожных мостов целесообразно в тех случаях, когда мостовые опоры устанавливают на дисперсных грунтах, не имеющих крупных твёрдых включений. Чаще всего используют цилиндрические опускные колодцы, отличающиеся хорошей обтекаемостью при любом направлении потока воды, имеющие облегчённое армирование, обеспечивающие сравнительно простую разработку грунта.
Для установки опускных колодцев выполняют следующие технологические операции: отсыпку площадки для изготовления колодца и его опускания; создание тампонажного слоя (т. и. водозащитной подушки) на грунтовом основании либо заполнение внутреннего полости колодца песком или бетоном; устройство верхней распределит, плиты; бетонирование надфундамеитной части мостовой опоры.
Площадку для изготовления опускных колодцев делают на берегу или на искусств, островке на стационарных или плавучих подмостях. Способ изготовления опускных колодцев зависит от его конструкции: монолитный О. к.
бетонируют на месте в инвентарной опалубке, сборно-монолитный — изготовляют в опалубке из заранее выбранных элементов, сборный — монтируют из элементов, сделанных заранее на полигоне. В основном опускные колодцы изготовляют обычно на месте погружения, т. к. транспортирование затруднено. В случае необходимости О. к. к месту строительства доставляют, придавая им плавучесть с помощью водонепроницаемых временных крышек или днищ, обшивки стенок. Этот способ используют при глубине воды 10—15 м для О. к. массой от несколько сотен до несколько тыс. тонн. Тяжёлые О. к., массой в сотни тонн, перевозят на понтонах закрытой конструкции.
При спуске О. к. на воду используют естественный подъём воды для подтопления плашкоута, на котором сооружён колодец. Осуществляют также спуск О. к. с подмостей по рельсовым путям, по которым перемещаются салазки из швеллеров (стапели) или тележки, поддерживающие колодец (слипы). Одним из важных мероприятий при спуске О. к. на воду, транспортировании и удержании его на плаву является обеспечение его необходимой остойчивости (способности возвращаться из накренённого положения в первоначальное). Для этого, например, увеличивают его массу путём наращивания стен. Для опускания первых секций, высота которых превышает глубину воды, применяют балластировку, для чего заполняют водой полости шахт колодца или понтонов, обеспечивающих его плавучесть. Опускной колодец крепят к направляющим устройствам или к опущенным на дно реки якорям. Используют стационарные направляющие устройства (например, свайные ограждения, расположенные с трёх сторон) и плавучие устройства (в виде плашкоутов).
Опускание колодца в грунт может происходить под действием собств. веса (при превышении сил сопротивления вдавливанию в грунт и сил трения грунта о боковую поверхность). При недостаточности собств. веса для заглубления О. к. в нескальные грунты применяют различных меры: делают временную пригрузку колодца; выбирают грунт до и ниже уровня ножа основания колодца, используют вибропогружатели. В песчаных и супесчаных грунтах наибольший эффект даёт подмыв грунта; в галечных и галечно-налунных грунтах этот способ мало эффективен; в глинистых не допускается из-за возможного изменения структуры грунтов. Один из способов опускания заключается в создании «рубашки». Для этого в грунте на уровне нижней части колодца образуют щель, которая при опускании колодца заполняется глинистым раствором, воздухом, обмазочными материалами. Принудит, погружение О. к. целесообразно при заглублении в грунт облегчённых конструкций массой 200—300 т.
Для уменьшения Сил трения по боковой поверхности О. к. и преодоления различных включений применяют направленный взрыв. Уменьшение сил трения грунтов даёт также использование сжатого воздуха, нагнетаемого по всей боковой поверхности О. к. Для преодоления препятствий (крупных включений) иногда применяют метод разбуривания, позволяющий выполнять работы на глубине более 40 м.

 
« Опускная канава   Освещение железнодорожных объектов »
железные дороги