Оголовки

По концам труб обычно устраивают оголовки. Назначением их является предохранение от размыва и скопления рыхлого грунта у концов трубы, а также предотвращение значительных перемещений насыпи, способных повести к растяжкам звеньев трубы и повреждению всего сооружения. В некоторых случаях, при применении длинных, надежно скрепленных между собой звеньев, например труб из волнистого железа, устройство оголовков не обязательно. Экономическую целесообразность устройства оголовков следует определять расчетами в связи с тем, что стоимость их часто превышает экономию, достигнутую за счет сокращения длины трубы при их применении.
Существует мнение, что конец трубы наиболее под вержен размыву. В ряде случаев для защиты от размыва подошвы насыпи с верховой стороны необходимо в дополнение к оголовкам устраивать водобойные колодцы, мощеные канавы или водосливы. Для предохранения от размыва выходного конца трубы применяют оголовки с глубоко заложенным экраном. При высоких скоростях течения воды, развивающихся из-за крутого уклона русла или слишком малой величины отверстия, может оказаться необходимым устроить у оголовка рисберму, водослив или каменную наброску. В исключительных случаях для уменьшения уклона вблизи от выходного отверстия трубы устраивают водобойный колодец либо одну или несколько ступеней в лотке.
При водотоках с извилистым руслом или при пересечениях под острым углом для предохранения насыпи от размыва обычно требуется устройство оголовка соответствующей конструкции.
Кроме того, устройство верховых оголовков бывает иногда полезно для уменьшения фильтрации сквозь насыпь и снижения возможности ее размывов, особенно в местностях, где водятся животные, роющие норы.
Обычно удлинение трубы более экономично и безопасно, чем сооружение большого оголовка, который должен работать как подпорная стена. Однако к устройству оголовков часто вынуждают местные условия, например невозможность расширения полосы отвода, наличие кюветов с крутыми откосами. При применении железобетонных труб большого диаметра, но малой длины желательно устройство оголовков для предохранения против продольных перемещений концов трубы.
Оголовки сооружают обычно из бетона, бутовой кладки, каменной наброски или металла. Бетонные оголовки обходятся дорого и не допускают удлинения трубы. Металлические оголовки (для металлических труб) легко снимаются, не мешают удлинению трубы и имеют хороший внешний вид. Стоимость их невысока.

 
« Огнестойкость железнодорожных конструкций   Ограды »
железные дороги