Насыпь

Насыпь — грунтовое линейное сооружение, возводимое на трассе дороги обычно в понижениях рельефа, на подходах к мостам и путепроводам и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданном уровне над поверхностью земли (см. рис. в ст. Земляное полотно). Выделяют следующие основные элементы насыпи: центральную несущую часть (ядро), основную площадку, предназначаются для укладки верхнего строения; откосные части; основание; укрепит, и защитные сооружения и устройства. Насыпь возводят обычно из однородного местного или привозного грунта (скального, песчаного, глинистого и др.), получаемого при разработке выемок, из путевых резервов или карьеров. Пригодность грунта для насыпи, назначаемая при её проектировании, зависит от его естеств. состояния, способов производства строит, работ, высоты насыпи, устойчивости её основания, длительности подтопления и т. п. Конструктивные особенности насыпи (способ подготовки основания, крутизна откосов, наличие берм и их размеры, способы укрепления и защиты и т. п.), а также степень уплотнения грунта зависят от плана и профиля линии, категории дороги, местных природных условий, свойств используемых материалов.
В обычных условиях насыпь из обыкновенных грунтов высотой до 12 м (ил слабовыветривающихся скальных пород — до 20 м) на устойчивых некосогорных основаниях сооружают по типовым поперечным профилям; в сложных, но широко распространённых в данном регионе условиях (заболоченной территории, песчаные пустыни т. п.) применяют групповые решения (общие для группы идентичных объектов); в частных случаях (высокие насыпи, крутые косогоры, поймы рек, пересечения глубоких болот и т. п.) разрабатывают и обосновывают инж. расчётами индивидуальные конструкции.
Ширина насыпи по верху зависит от числа путей, ширины междупутий, плана линии (радиуса кривой), скоростей движения поездов, материала, используемого для возведения насыпи, категории железнодорожной линии. Обычно ширина насыпи по верху равна нормируемой ширине основной площадки земляного полотна. Крутизна откосов насыпи высотой до 6 м из глинистых и др. распространённых грунтов обычно 1:1,5 и уменьшается до 1:1,75 в ниж. части (насыпь высотой до 12 м). В сложных условиях (слабые грунты, длит., подтопление и т. п.) откосы делают более пологими или устраивают бермы. В отд. случаях для уменьшения объёма сооружения и площади основания, повышения устойчивости или несущей способности насыпи её возводят полностью или частично из более прочных привозных материалов (например, упорные каменные призмы на косогорах, подпорные стены вместо откосной части насыпи). Для этих же целей применяют упрочняющие (армирующие) прокладки в теле насыпи, синтетические текстильные материалы в её основании, гидроизоляционные плёнки в периферийных слоях и др. армирующие материалы
Для укрепления поверхности откосов незатопляемых насыпей проводят травосеяние, при постоянном или временном подтоплении устраивают защитные сооружения. Вдоль насыпи с нагорной стороны сооружают водоотводную канаву для защиты основания и откоса от переувлажнения и размыва. Нередко в качестве канавы используют резервы; в необходимых случаях (на крутых косогорах, при пересечённой местности и др.) прибегают к сложной системе поверхностных водоотводов, включающей лотки, быстротоки, перепады с гасителями энергии потоков и т.п. В теле насыпи часто размещают водопропускные трубы или другие искусств, сооружения.

 
« Напряженный ход трассы   Несущие конструкции »
железные дороги