Механизация строительства железных дорог — использование общестроительных и специальных строительных машин, оборудования и средств малой механизации при строительстве и реконструкции железнодорожных объектов. Индустриальная основа М. с.— крупные машинные парки и ремонтно-эксплуатационных базы. Одним из важных показателей внедрения комплексной механизации является уровень механизации, который определяется как отношение объёма работ, выполненных машинами (комплектами), к общему объёму работ (в % ). Уровень механизации основные работ железнодорожного строительства (сооружение земляного полотна, верхнего строения пути, электрификация ж. д.) составляет 95—99%; на отделочных работах и при строительстве мелких рассредоточенных объектов (малых искусств, сооружений и зданий) механизированы не все операции, велика доля ручного труда.
При сооружении земляного полотна применяют механическая, гидромеханическая и взрывной способы разработки перемещения грунта. Для земляных работ используют общестроительные машины (экскаваторы, скреперы, бульдозеры и др.) и буровое оборудование, машины для уплотнения грунта в насыпях, специализированным оборудование для прокладки кюветов и водоотводных канав и др. Планомерный переход к комплексной механизации земляных работ основные на создании крупных машинных парков, механизированных колонн и специализированным подразделений для производства буровых и взрывных работ, оснащённых комплектами машин для подготовительные, основные и планировочно-отделочных работ.
Сооружение верхнего строения пути осуществляется с применением тяжёлых путевых машин (при больших объёмах и высоких темпах работ) или комплекта специальных мобильных машин для небольших объектов (при темпе путевых работ до 0,3 км в смену). Для механизированным сборки звеньев используют полуавтоматическими агрегаты и стенды на звеносборочных поточных линиях. При больших объёмах работ укладку пути ведут рельсовыми путеукладчиками, балластировку а выправку пути осуществляют комплектом, в состав которого входят электробалластёр, хоппер-дозаторы, выправочно-подбивочно-отделочная машина. При невысоких темпах работ для укладки пути используют тракторные путеукладчики, для балластировки и выправки — тракторные дозировщики, путеподъёмники, выправочно-подбивочно-рихтовочные машины и балластораспределителъные машины. Для балластировки пути на небольших участках железных дорог применяют комплект навесного оборудования к трактору.
При электрификации железных дорог используют котлованокопатели на ж.-д. и тракторном ходу с буровыми и ковшовыми рабочими органами, рассчитанными на различных грунтовые и климатические условия. Установку опор ведут с применением вибропогружателей фундаментов опор. Установочные и монтажные поезда с крановым и шарнирно-сочленённым подъёмным оборудованием используют для монтажа опор и подвески проводов контактной сети.
Эффективность М. с. оценивают по себестоимости и трудоёмкости механизированным работ, уд. капитальным вложениям в средства механизации и ремонтно-эксплуатационных базу, по продолжительности выполнения работ с применением средств механизации. К обобщающим показателям оценки М. с. относятся приведённые уд. затраты на технических средства, прибыль и годовой эффект от их использования, рассчитанный путём соизмерения затрат и положит, результатов от их внедрения.
Развитие М. с. предполагает планомерный переход к комплексной М. с. железнодорожных объектов на основе внедрения высокопроизводит. машин, оборудования, автоматическими устройств и средств механизации, а также разработку и внедрение специализированным машин и оборудования для работы в сложных природных условиях. См. также Мостостроение, Тоннелестроение.