Главная >> Железнодорожный путь >> Кровельные материалы

Кровельные материалы

кровля вокзала

Выбор материала. Технические условия. Опалубка и изоляция. Кровли из рулонных и листовых материалов, асбестоцементные кровли и готовые кровли. Гидроизоляция, желоба и водосточные трубы

Когда возникает необходимость устройства кровли на каком-либо строении (это относится и ко всем новым или существующим железнодорожным зданиям), то необходимо в первую очередь руководствоваться относительной экономичностью применения более или менее долговечной кровли, а не случайными соображениями. Взгляд на кровли железнодорожных зданий с высоты птичьего полета показывает, что они представляют собой большое разнообразие всех практически применимых типов кровель, не только обеспечивающих защиту зданий от действия стихий, но также хорошо гармонирующих с типом и конструкцией каждого здания.
Большое разнообразие типов кровель является также следствием необходимости приведения их в соответствие с архитектурой зданий и зависимости их от местных климатических условий. Все возрастающее применение принудительной вентиляции не только в рабочих помещениях, но и в станционных зданиях, откуда производится управление станционными операциями, а также непрерывно растущая стоимость топлива выдвинули настоятельную необходимость устройства изолирующей кровли. Это обстоятельство является добавочным фактором, который необходимо учитывать при выборе материала для кровли. Успехи в развитии противопожарных средств и применение автоматически действующих спринклерных систем также показывают, что экономические расчеты как с точки зрения первоначальных капиталовложений, так и в части учета последующих расходов на содержание кровли являются несколько более сложными, чем простой подсчет рентабельности применения того или другого кровельного материала, в зависимости от его долговечности.

Выбор кровельных материалов.

Для покрытия железнодорожных зданий применяют следующие кровельные материалы: 1) рулонные битумные кровли на войлочной или парусиновой основе; 2) оцинкованные или никелированные железные листы и алюминиевые листы; 3) асбестовые и асфальтовые плитки; 4) глиняную, шиферную, цементную, гипсовую и асбестовую черепицу; 5) деревянную дранку и гонт; 6) рулонные материалы; 7) строительный картон. Вместе с этими кровельными материалами применяют и специальные материалы для гидроизоляции, которые также рассматриваются в этой главе. Выбор материала для кровли, с учетом изложенных выше условий, определяется назначением здания, крутизной ската крыши и требованиями противопожарной безопасности. Условиями, определяющими срок службы кровли, обычно являются, кроме того, жесткость стропил, поверхность обрешетки, вид гидроизоляции, соответствие того или другого типа кровли местным условиям и способ прикрепления кровельного материала к обрешетке.
Проектировщики, строительные контролеры и производители работ обладают многочисленными источниками информации о работе различных типов кровель и располагают практическими методами и возможностью показа, как применить тот или другой кровельный материал, чтобы выдержать конструкцию кровли, требуемую строительной формой. Американское общество испытания строительных материалов разработало технические условия на кровельные материалы и методы контроля за их производством. В дополнение к этому AREA разработало технические условия на различные типы кровель и их устройство. Кроме того, еще одним источником сведений в этой области могут служить руководства, издаваемые фирмами.

РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
Ниже приводятся разработанные AREA и подтвержденные к пользованию в 1953 г. технические условия на кровлю.

  1. Общие положения. При выборе типа кровли для железнодорожных зданий необходимо учитывать следующие условия;

а)    вероятный срок службы кровли с учетом естественного износа и возможности стихийных повреждений;
б)    водостойкость кровли, в зависимости от назначения сооружения;
в)     строительную стоимость;
г)     расходы на содержание и ремонт;
д)     огнестойкость;
е)     внешний вид и соответствие архитектурным требованиям.
Тип кровли определяется назначением здания, его местонахождением и условиями эксплуатации, и наоборот, конструкция здания должна быть рассчитана на применение доброкачественного кровельного материала.

  1. Основные кровельные материалы. К основным кровельным материалам относятся:

а)    шифер, черепица и асбест;
б)    металлы;
в)    битумные кровли на войлочной или парусиновой основе;
г)    дерево.
Шифер. Хорошо устроенная шиферная кровля имеет приятный вид, долговечна и содержание ее дешево. Шифер нельзя применять на крышах с уклоном менее чем 45 см на 1 м, и при этом каждый вышележащий ряд надо укладывать внахлестку на нижележащий, перекрывая его не менее чем на 7,5 см. Под всей шиферной кровлей рекомендуется укладывать слой строительного картона. В местностях с обильными снегопадами на шиферных кровлях следует предусматривать устройства для предупреждения обвала снега с крыши.
Глиняная черепица. Черепица изготовляется разнообразной формы и размеров и бывает глазурованная и неглазурованная. Применяется она только на крутых крышах, с навеской по слою водонепроницаемого картона. Черепичная кровля имеет большой вес и требует стропил специальной конструкции. Для устройства водонепроницаемой черепичной кровли требуются квалифицированные рабочие. Ценность черепичной кровли заключается главным образом в ее архитектурных достоинствах. Не рекомендуется укладывать черепицу без сплошной обрешетки.
Цементные плитки. Кровля из качественно изготовленных и правильно уложенных цементных плиток долговечна и имеет приятный вид. При небрежном изготовлении может получиться ненадежная продукция, поэтому способ изготовления цементных плиток должен быть точно определен техническими условиями, соблюдение которых должно строго контролироваться. Цементные кровельные плитки изготовляют в двух видах: в виде плоских плиток и в виде специальных плит. Плоские плитки применяют так же, как и шиферные, руководствуясь при этом теми же правилами. Большие армированные цементные плиты укладывают без опалубки непосредственно на обрешетку. Такая кровля применяется для покрытия больших зданий; она экономична и долговечна.
Асбестоцементные плитки. Кровля из асбестоцементных плиток, изготовляемых из портланд-цемента и асбестового волокна, имеет приятный вид и служит достаточно долго. Такие плитки укладывают так же, как и шиферные плиты. Изготовляют асбестоцементные плитки различной формы и окраски. Укладка этих плиток по диагонали по французскому методу не рекомендуется.
Волнистый асбестоцемент представляет собой хороший кровельный материал, применяемый для покрытия некоторых типов зданий с крутыми крышами. Плитки укрепляют непосредственно на обрешетке без применения опалубки. Кровля из таких плиток также очень долговечна.
Металлические кровли. Кровли из медных и свинцовых листов практически весьма долговечны, однако вследствие высокой стоимости для покрытия обычных железнодорожных зданий они не применяются. Чистый рулонный цинк также представляет собой хороший кровельный материал, к тому же он стоит дешевле, чем медь или свинец. Хорошим кровельным материалом является также луженое оловом железо, однако для продления срока службы оно требует периодической окраски. Кровли из jцинкованных железных или стальных листов обладают известными достоинствами для покрытия небольших зданий, однако эти кровли следует применять только в том случае, если определяющим фактором является снижение первоначальных строительных затрат. Кровли из стальных листов с покрытием из битума, смешанного с асбестовым волокном, также обладают значительными достоинствами. Применение для покрытия обычных кровель мелких медных или цинковых листов, а также мелких листов из луженого или оцинкованного железа или стали не рекомендуется.
Битумные кровли. Кровли из нескольких слоев войлока или картона, склеенных смолой или битумом, с добавлением или без добавления инертных материалов, особенно пригодны для покрытия плоских крыш. Применяя специальные сорта битума, такие кровли можно устраивать также и на более крутых крышах при уклоне от 45 до 60 см на 1 м.
Битум. Обычно применяются следующие битумные продукты: каменноугольная смола, битумы (нефтяные и натуральные) и растительные смолы. Их достоинствами являются нерастворимость в воде, упругость, клейкость и относительная стойкость.
Каменноугольная смола получается в результате сухой перегонки битуминозного угля. Она плохо переносит тепло и холод, но практически совершенно не взаимодействует с водой, легко поддается обработке и при хорошей защите обладает большой стойкостью. Ее обычно применяют в том виде, в каком она получается после перегонки, и с консистенцией, соответствующей климату района. Обычно она сразу же идет в дело.
Кровельные битумы получают из натурального озерного асфальта, смешивая его с нефтяными маслами, или из нефтяного асфальта, получаемого в результате перегонки сырой нефти. Озерный асфальт в естественном виде не применим для кровли.
При смешении одного вида битума с одним видом масла получается сырой и малопригодный материал. Для получения хороших результатов и для возможности применения в различных условиях обычно необходимо смешать между собой несколько различных масел и битумов. Эта работа требует опыта и квалификации. Правильно приготовленные битумные смеси в известных условиях незаменимы для покрытия кровли, особенно в случае применения фабричных гонтовых кровель, для чего смоляные продукты мало пригодны.
Асфальтовые и нефтяные продукты менее подвержены воздействию тепла и холода, чем смола, и для получения хороших результатов при приготовлении кровельных материалов требуется меньшее их количество. Однако они дороже, требуют большей заботы при перевозке и, даже будучи защищенными сверху, некоторые из них имеют склонность сокращать срок службы вследствие высыхания масляных примесей. Тем не менее, даже незащищенные, они служат лучше, чем каменноугольная смола.
Нефть, добываемая в США, резко отличается по качеству в зависимости от положения месторождений — на востоке или западе страны. Из калифорнийской нефти, содержащей много битуминозных веществ, приготовляются лучшие материалы для битумных кровель.
Водяно-газовая смола, представляющая собой побочный продукт при получении водяного газа, после обогащения ее газами от отгонки нефти похожа на каменноугольную смолу. Однако по своим качествам она менее пригодна для приготовления кровельных материалов, чем каменноугольная смола, и поэтому ее рекомендуется применять только для приготовления дешевых кровельных материалов. Эта смола применяется для пропитки войлока и картона чаще, чем для устройства кровли.
Из растительных продуктов хорошим сырьем для изготовления рулонной кровли является хлопковое масло. Оно не растворяется в воде, слабо окисляется н легко поддается обработке.
Строительный войлок. Битумные материалы применяются со строительным войлоком, от качества которого зависит и качество кровли. Обычно строительный войлок изготовляют из тряпок, главным образом хлопчатобумажных. Название «шерстяной войлок» является ошибкой. Асбестовый войлок по сравнению с хлопковым войлоком реже служит основой для битумной кровли, но чаще применяется в виде покрытия последней. Он не годится для применения с каменноугольной смолой, но зато горячий битум не может ему повредить. Он дороже хлопкового войлока, но обладает некоторыми особыми, ценными качествами.
Брезент, изготовленный из джута, будучи неочищенным, легко подвергается гниению. Его применяют в некоторых фабричных кровлях вместе с хлопковым войлоком для повышения прочности кровли на разрыв, что, однако, не всегда необходимо.
Рулонные кровли применяются специально для плоских крыш, и для улучшения их службы сверху присыпают мелким щебнем, гравием или дробленым доменным шлаком. Если рулонный материал изготовлен с применением тугоплавкого битума, то им можно покрывать крыши с крутизной ската в 45 см на 1 м. На более крутых крышах для присыпки сверху применяют только мелкий щебень или дробленый доменный шлак. Крыть рулонными материалами крутые крыши труднее и кровля получается менее прочной. Служба такой кровли непосредственно зависит от качества и количества примененных материалов и от квалификации рабочих, занятых на покрытии кровли.
В зависимости от материалов, применяемых на устройстве кровель, рулонные кровли делятся на три следующих типа.

  1. Кровли из строительного войлока со смолой. Строительным войлоком кровли покрываются в несколько слоев с промазкой между ними каменноугольной смолой. Сверху такую кровлю посыпают мелким щебнем, гравием или дробленым шлаком, которые вдавливаются в нагретую смолу. Такие кровли при укладке из пяти слоев войлока могут прослужить до 20 лет и более без особого ухода. Смола, хрупкая в холодную погоду, растапливается летом, прочно склеивая слои войлока между собой. Этот вид кровли нельзя применять без присыпки сверху, которая препятствует стеканию смолы в теплую погоду и защищает ее от прямых лучей солнца. Хотя ранее этот тип кровли применялся только для покрытия крыш со скатом не круче 1 5 см на 1 м, в настоящее время с применением хорошо перемешанной тугоплавкой смолы его применяют и для крыш с крутизной ската 45 см на 1 м.
  2. Кровли из строительного войлока с б ит умом. Этот тип кровли состоит из нескольких слоев растительного войлока, пропитанных битумом и склеенных между собой также битумом; при этом сверху кровлю можно и не присыпать песком или гравием. Однако для продления срока службы кровлю этого типа также рекомендуется засыпать минеральной присыпкой, а для крыш класса А по классификации Национального общества страхователей от огня присыпка обязательна. Необходимо тщательно подбирать сорт битума и избегать применения низших его сортов, которые быстро приобретают хрупкость и трескаются. При тщательном выборе сорта битума, хорошем его перемешивании и укладке необходимого числа слоев войлока такие кровли с присыпкой сверху гравием или щебнем служат столько же, сколько и кровли из войлока, промазанного смолой. При покрытии такой кровли каждый слой войлока следует укладывать на горячий битум, так как в обычных условиях уже однажды остывший битум плохо скрепляет потом слои войлока. По этой причине некоторые фирмы рекомендуют применять для склеивания слоев такой кровли холодный жидкий битум вместо горячего.
  3. Кровли из асбестового войлока с битумом. Кровля этого типа состоит из нескольких слоев асбестового войлока, пропитанных битумом и склеенных между собой холодным жидким или горячим битумом.

Укладка рулонного материала из асбестового войлока
Рис. 1. Укладка рулонного материала из асбестового войлока
Такую кровлю (рис. 1) покрывают сверху слоем специального асбестового войлока или битума. Для крыш класса А по классификации Национального общества страхователей от огня покрытие кровли этого типа песком и гравием необязательно. Эти кровли приспособлены для покрытия крыш с крутыми скатами лучше, чем другие типы кровель, хотя они могут с успехом применяться для укладки и на плоских крышах.
При правильном подборе битума и войлока можно предполагать, что кровли этого типа будут служить в течение достаточно долгого времени. Если кровля такого типа покрыта сверху слоем битума, то иногда оказывается необходимым периодически заменять его, особенно в южных районах страны.
Укладку кровли этого типа можно производить только по абсолютно сухой опалубке, так как в противном случае под кровлей образуется пар, который может вызвать вспучивание и разрыв материала кровли.
Кроме описанных выше, существует еще много других типов рулонных кровель, в которых количество и состав применяемых материалов и методы их укладки изменяются в соответствии со специальными требованиями, например всемерного снижения первоначальной стоимости, покрытия крыш сложного профиля и т. д.
Применяются также и такие рулонные кровли, в которых цементирующим материалом служат растительные смолы. При условии применения равноценных по качеству материалов и тех же способов укладки, они служат так же, как и кровли, приготовленные с битумом и каменноугольной смолой.
Кровли, изготовленные на заводе. Кровли на заводе делают из одного или нескольких слоев войлока, склеенных между собой и скатанных в рулоны. При укладке на крышах поверхность таких кровель оставляют незасыпанной или засыпают дроблеными материалами. Готовые кровли чаще применяют для покрытия крутых крыш. В среднем они значительно дешевле, чем кровли, накатываемые отдельными слоями на месте. Однако многие виды этих кровель при длительном сроке их службы требуют частичного перекрытия. На пологих скатах их трудно уложить достаточно плотно, кроме того, они не экономичны при применении на длинных крышах. Применение таких кровель является наиболее оправданным при скатах крутизной 25 см на 1 м.
Рекомендуется применять готовые кровли для покрытия мелких, временных и тому подобных зданий, где затраты на применение более дорогих кровель, включая и последующее их содержание, не могут быть оправданы. Они хороши также для покрытия крутых крыш, где кровли из материалов, склеенных смолой, неприменимы, а также там, где невозможно достать квалифицированную рабочую силу для приготовления и укладки рулонных кровель. При этом чем круче крыши, тем относительная ценность готовой кровли выше и тем шире экономические возможности их применения. Применение тяжелых типов готовых кровель более желательно вследствие их большей долговечности и огнестойкости. При выборе таких кровель следует руководствоваться репутацией фирмы-изготовителя, опытом применения таких кровель и их стоимостью.
Асфальтовые плитки, похожие по своему виду на готовые кровли, применяются для покрытия небольших зданий более или менее временного характера. Их применяют как с засыпкой сверху дроблеными материалами, так и без засыпки. На крутых крышах укладывают фасонные плитки. Кровля из асфальтовых плиток не рекомендуется к применению на постоянных зданиях.
Дощатая дранка. Применение дранки для покрытия крыш на железнодорожных зданиях не рекомендуется вследствие ее огнеопасности.

  1. Квалификация рабочих. Успех применения и срок службы различных кровель в значительной мере зависят от квалификации рабочих и тщательности подбора материалов для их изготовления. Кроме того, необходим тщательный контроль за работами.
  2. Гидроизоляция. Большое внимание необходимо уделять правильной укладке гидроизоляции около дымовых труб и в других местах. Большая часть дефектов при настилке перечисленных выше кровель происходит от применения плохой гидроизоляциии или вследствие неправильной ее укладки. Для гидроизоляции следует подбирать материал, имеющий примерно такой же срок службы, как и материал кровли.
  3. Защита кровли от повреждений. В тех случаях, когда рулонная кровля подвергается опасности повреждений или если характер постройки допускает возможность дополнительных затрат, вместо засыпки кровли сверху гравием или доменным шлаком применяют покрытие ее плоской глиняной черепицей.
  4. Гарантии. Существующая практика полной зависимости от фирменных гарантий при выборе типа кровли не может быть одобрена, как не обеспечивающая нужных результатов, хотя в отношении рулонных кровель гарантии фирмы обычно соответствуют возможному сроку их службы.

Новые кровельные материалы.

Промышленные фирмы готовят много новых кровельных материалов хорошего качества, предлагаемых ими для покрытия железнодорожных зданий. В число этих материалов входит готовая опалубка и термоизоляция. При устройстве термоизоляции поверх опалубки атмосферное тепло, или тепло от прямого нагрева солнечными лучами, не проходит сквозь опалубку, что может служить причиной сильного нагрева верхних слоев кровли. Это может потребовать внесения изменений в Технические условия на устройство кровель, особенно для крыш с крутизной ската более 8 см на 1 м.
Перекрытие кровли, первоначально уложенной поверх термоизоляционного слоя, представляет нелегкую задачу. Часто при устройстве кровли забывают о необходимости применения для этого материалов, поддающихся замене в случае возможного изменения условий эксплуатации здания, например в случае установки дизеля в помещении, откуда необходимо удалять отработавшие горячие газы, не допуская их к кровле. В результате это может вызвать необходимость в непредвиденных расходах на снятие термоизоляции крыши и замену кровли. Если можно ожидать большого движения по крыше, то термоизоляцию лучше помещать в хорошо проветриваемом пространстве ниже опалубки, например поверх подшивных потолков.

Гарантии.

Если рулонные кровли настилаются подрядчиком, то необходимо получить гарантии как на кровельные и изоляционные материалы, так и на выполнение работ квалифицированными рабочими. Обычно такая работа сдается специальному подрядчику по покрытию кровель, рекомендованному фирмой. Интересно отметить, что некоторые фирмы не берут подрядов на покрытие кровель. Одна из этих фирм не принимает работ по покрытию зданий, на которых сохранились две или три старые кровли. Чтобы сдать подряд на покрытие таких зданий, необходимо сначала полностью снять старые кровли.

Новый рулонный кровельный материал.

В последнее время в употребление вошел новый тип рулонной кровли, изготовленной из неорганического искусственного волокна —из стеклянных нитей, покрытых битумом. Этот тип кровли является подражанием гидроизоляции, применяемой на взлетных дорожках уже в течение 10 лет. Сетчатую ткань укладывают на крыше в один слой; по краям ткань прочно приклеивают к опалубке битумом, после чего резиновым валиком накатывают на ткань первый слой разогретого битума. Битум проникает сквозь сетку, охватывает стеклянные волокна и приклеивает сетку к опалубке. Поверх первого слоя всю поверхность кровли покрывают еще одним слоем битума. Говорят, что такая кровля может прослужить 10 лет без ремонта. Другой тип кровли из стеклянного волокна предназначен для ремонта крыши, пострадавшей от непогоды. Стеклянная ткань соткана из нитей, уложенных крест-накрест. При укладке ткани ее заливают жидким битумом, разбрызгивая его поверх ткани или смазывая щеткой. Утверждают, что при таком способе битум прилипает как к влажной, так и к сухой поверхности.

Комбинированная кровля.

Этот тип кровли соединяет в одном элементе опалубку и кровельное покрытие. Такая кровля изготовляется из металла, асбестового волокна или в виде цементных плит.
Из металлов для кровли применяются сталь, алюминий, цинк, медь и различные сплавы. Кровля из оцинкованных гофрированных стальных листов давно применяется для покрытия небольших зданий и промышленных строений (рис. 2). Эта кровля требует частой окраски, если только листы не слишком сильно разъедены ржавчиной. Такие листы укладывают на скатах не положе чем в 1/6. Для продления срока службы стальных листов их покрывают сверху асбестовой изоляцией; для этого асбестовое волокно втапливают в цинк при покрытии им поверхности стального листа, после чего на поверхность листа наносят под давлением слой битума. Для прикрепления стальных листов к обрешетке применяют специальные типы крепления: скобы, болты со специальными головками и пропитанные битумом шайбы из асбеста или подобных ему материалов, которые служат изоляцией около отверстий для болтов и гвоздей.
По сравнению с другими металлами цинк и алюминий обладают значительными преимуществами в кровельном деле, так как лучше сопротивляются коррозии. Алюминиевые листы имеют небольшой вес, уменьшая таким образом нагрузку на крышу. При сплаве с другими металлами алюминий повышает сопротивление сплава коррозии. При покрытии зданий, расположенных на берегу моря, или в местах, подверженных непосредственному воздействию солевых растворов, алюминиевые листы окисляются.
Кровля из оцинкованных гофрированных стальных листов
Рис. 2. Тупиковая пассажирская платформа на вокзале в Филадельфии (Пенсильванская м. д.), покрытая рулонной кровлей по металлической опалубке из стальных листов

Однако это не может заметно ослабить их прочности. В случае применения для покрытия прилегающих крыш других металлов, находящихся в непосредственном контакте с алюминиевой кровлей или сбрасывающих на нее отводимую ими воду, необходимо принять меры против гальванического окисления.
Волнистые цинковые листы с успехом применяются для покрытия как железнодорожных, так и промышленных зданий. Фирмы, поставляющие рольный цинк, изготовляют для этого листы из специального сплава цинка с различными металлами. В период эксплуатации на поверхности цинка образуется высокопрочный защитный слой, который в обычных условиях не разрушается. Прикрывая металл от ржавчины и других видов коррозии, этот защитный слой обладает тем же коэффициентом расширения, что и сам цинк, почему при колебаниях температуры он не шелушится; кроме того, он обладает огнестойкостью. Цинк можно безопасно применять в непосредственном контакте со свинцом, оловом и алюминием. В точках контакта с другими металлами, кроме перечисленных, необходимо укладывать изоляцию во избежание возможного электролитического действия.
В последнее время на рынке появился новый материал, который в течение длительного времени служил предметом исследования его свойств в отношении коррозии. Это стальные листы холодной прокатки с алюминиевым покрытием. Этот материал соединяет в себе свойства, которыми ни сталь, ни алюминий, отдельно взятые, не обладают. Установлено, что такие листы обладают противокоррозийными и теплоотражательными свойствами алюминия с одной стороны и строительной прочностью стали— с другой. Температурный коэффициент расширения таких листов составляет всего половину коэффициента расширения алюминия, вследствие чего при стыковании покрытия из таких листов действуют более слабые выдергивающие усилия или более слабое давление на гвозди, заклепки или болты; вместе с тем это покрытие обладает такой же огнестойкостью, как сталь. Такие листы делают гофрированными и достаточно прочного сечения, так что сближения обрешетки не требуется. Стальные листы можно приваривать к стальной обрешетке.

Кровли из плоских листов.

На плоской опалубке укладывают кровлю из медных, оловянных, цинковых и алюминиевых листов и из различных сплавов, прикрепляя их гвоздями, скрепками или каким-либо другим способом. Для сращивания таких листов применяют обычные типы стыкования, в том числе стыки внахлестку и впритык. При стыках внахлестку применяют специальные скрепки и скобки, а листы пришивают гвоздями. Аналогично закрепляют кровлю на коньке, ребрах, фронтонах и свесах крыши. На крышах с пологими скатами часто производят пропайку стыков. На крутых крышах пропайка не применяется. Стыки впритык перекрывают планками, которые пришивают в направлении от конька к свесу крыши. Планки пришивают также по коньку крыши и на фронтонах. Листы из некоторых металлов, например из цинка, укладывают по толстому защитному слою пропитанного водонепроницаемого картона. Необходимо подбирать картон, дающий нейтральную химическую реакцию, так как некоторые сорта картона образуют кислоты, разрушающие металл. Нельзя также укладывать цинковую кровлю по опалубке из секвойи, кедра и дуба, так как эти сорта древесины содержат кислоты, которые выделяются при увлажнении и разрушают металл. При покрытии по опалубке из этих сортов леса цинковые листы изолируют битумной обмазкой.
Листы из медно-никелевого сплава являются одним из самых долговечных кровельных материалов. Их применяют обычно для покрытия больших вокзалов с куполами, арками и сложными формами крыши.
Для таких кровель вопросы температурного расширения и сжатия представляют серьезную проблему, а устройство их требует внимательный проработки проекта и применения квалифицированной рабочей силы для выполнения работ с тем, чтобы не допустить течи. Кровля этого типа имеет наиболее высокую строительную стоимость. Однако медные листы и при кровлях из других металлов часто применяют для покрытия коньков в качестве гидроизоляции, для устройства водосточных желобов и воронок. В целях предосторожности при устройстве плоской кровли любого типа необходимо предусматривать возможность температурного расширения и сжатия листов. Во многих случаях этого можно достигнуть, применяя конструкцию кровли со стыками.

Кровли из готовых цементных плит.

Для покрытия кровли во многих случаях применяют готовые цементные плиты разного размера и формы. Наиболее распространенными типами являются плоские и желобчатые железобетонные плиты. Обычно такие плиты имеют ширину 0,60 м и длину от 1,52 до 1,83 м. Желобчатые плиты имеют длину до 2,44 м. Толщина плит колеблется от 3,8 до 9,5 см в зависимости от сечения балок и пролета между ними. В главе , посвященной зданиям индустриального изготовления, рассматривается устройство пола и крыши из плит, приготовленных из предварительно напряженного железобетона, с укладкой их на место при помощи кранов. Эти плиты тоньше, чем обычные плоские плиты, набиваемые на месте, и имеют то преимущество, что их формовка, армирование и укладка бетона производятся на земле. В кровельном деле существует и другое применение предварительного напряжения. На предварительно вытянутую проволоку нанизывают впритык глиняную черепицу. Таким образом с успехом связывают ряды черепицы до 9,15 м длиной, после чего их укладывают на крышу.

Асбестоцементные листы.

Для покрытия кровли широко применяют плоские и гофрированные асбестоцементные листы. Для изготовления таких листов асбестовое волокно смешивают с раствором портланд-цемента и из этой массы под большим давлением прессуют плотные листы, обладающие высокой прочностью, жесткостью и долговечностью. Эти листы хорошо противостоят нагреву солнцем, водонепроницаемы, не подвержены коррозии и не требуют окраски. Гофрированные листы обычно имеют ширину 107 см и длину от 15 до 335 см со ступенями через 15 см; толщина листов 0,95 см и вес 1 м'г около 20 кг. Плоские листы имеют различную толщину, но они редко применяются при кровельных работах. Такие листы поддаются сверловке и распиловке, прикрепляют их болтами, шурупами, скобками и тому подобными приспособлениями. Для покрытия конька крыши, угловых выступов, слуховых окон и т. д. применяют плитки специальных профилей.
При покрытии кровли гофрированными листами стыки, устроенные внахлестку, промазывают особой мастикой. Около коньков, параллельно им, вдоль верхнего края листа укладывают слой пластичного материала, имеющего ту же форму, что и гофрированный лист, так что этот слой совпадает с желобами и выступами конькового листа. Последний прочно прикрепляется к опалубке специальными изогнутыми болтами.
Гидроизоляция в местах примыкания строительных элементов. Хорошая гидроизоляция в местах примыкания кровли к конструктивным выступам здания имеет такое же важное значение для обеспечения долговечности кровли, как и устройство самой кровли. При покрытии кровли гидроизоляцию укладывают около выступов стен, дымовых труб, вентиляционных отверстий, слуховых окон, люков и температурных швов, а при рулонных кровлях также на ребрах крыши и по краям покрытия. При проектировании гидроизоляции проектировщик должен иметь в виду пять основных правил:

  1. подобрать долговечность материала для гидроизоляции в соответствии со сроком службы стен здания;
  2. учитывать возможность коррозии и разрушения материала гидроизоляции в зависимости от: а) местных климатических условий и б) воздействия материала стен;
  3. оценить пригодность материала гидроизоляции с точек зрения: а) сопротивления растяжению при сверловке,

б)        достаточной гибкости, чтобы заполнить неровности основания, на которое он укладывается, в) сопротивления выдавливанию при прижатии к стене;

  1. уложить гидроизоляцию так, чтобы не допустить выпуска воды на слабых участках стены;
  2. обеспечить устойчивость стены выше сквозного слоя гидроизоляции, прорезающей стену, применением всякого рода болтов, схваток и др.

Виды гидроизоляции. Для гидроизоляции как изготовляемой на месте строительства, так и выпускаемой промышленностью применяют металлические листы, картон с металлическим покрытием и ткань. Большая часть гидроизоляции, выпускаемой промышленностью, запатентована и известна в продаже под разными фирменными наименованиями. Гидроизоляция из ткани применяется с различными добавками для придания ей прочности. Гидроизоляцию как из металла, так и из ткани применяют в различной формовке (или специально приготовленную), с тем, чтобы обеспечить плотное прилегание к каменной кладке.
Гидроизоляция, укладываемая вдоль парапетных стен, подвергается наибольшим напряжениям по сравнению со всеми другими местами. В каждой стене, независимо от ее толщины, возникают напряжения, обусловленные разностью температур с внешней и внутренней ее сторон. При изоляции сверху температурные напряжения могут уменьшиться в плитах кровли, но не в парапетной стене. Существенно важным является прочное прикрепление парапетных стен к основным стенам здания. Если известно, что такое закрепление сделано, то гидроизоляция, укладываемая вдоль парапета, должна рассчитываться на максимальное усилие растяжения или сжатия, какое может возникнуть в случае образования в стене трещин. Не надо обладать острой наблюдательностью, чтобы заметить большое количество смещенных парапетных стен на крышах зданий.

ВОДОСТОЧНЫЕ ТРУБЫ

На более крупных зданиях водосточные трубы обычно изготовляют из стали. На больших вокзалах водосточные трубы устраивают внутри здания. Чтобы избежать затрат на их замену, необходимо принять меры предосторожности для изоляции труб с целью предохранения их от возможного повреждения при электролизе. На вокзалах или на неотапливаемых зданиях с большой площадью крыши вдоль водосточных труб, чтобы предохранить их от закупорки льдом, устраивают для их обогрева паропроводы или устанавливают электрические обогреватели. На менее крупных зданиях применяют водосточные трубы из гофрированного железа, которые обладают способностью расширения в случае заполнения их льдом. В остальных случаях применяют обычные цилиндрические трубы.
Для удовлетворения архитектурных требований применяют специальные типы водосточных труб. Эти требования необходимо также учитывать при устройстве водостоков на зданиях, архитектура которых должна гармонировать с архитектурой прилегающих строений.
На железнодорожных зданиях все большее применение находят желоба, водосточные трубы и гидроизоляция из алюминия или других не подверженных коррозии материалов. Легкость, простота обработки, антикоррозийные свойства, отсутствие потребности в окраске делают применение изделий из алюминия весьма перспективным, к тому же они стоят относительно дешево и имеют привлекательный вид.

 
« Кривые малых радиусов   Кювет »
железные дороги